Счётный комитет нашёл нарушения в реализации госпрограммы "Нұрлы жол"
В Счётном комитете подвели итоги государственного аудита реализации государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015-2019 годы.
В Астане проверили одну из задач государственной программы "Нұрлы жол", в реализации которой в Счетном комитете нашли несоответствия. Об этом стало известно в ходе очередного заседания Счётного комитета, прошедшего 13 апреля. Как отметили в ведомстве, государственный аудит проводился в первой задаче программы - формирование современной транспортной инфраструктуры Казахстана, а также обеспечение ее интеграции в международную транспортную систему, передаёт корреспондент BNews.kz.
"При использовании бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной инфраструктуры, допущены отдельные нарушения и недостатки, негативно повлиявшие на исполнение запланированных мероприятий", - подчеркнули в Счётном комитете.
Так, некачественная разработка Плана по реализации Госпрограммы привела к невыполнению либо частичному выполнению ряда мероприятий, отсутствию прозрачности использования бюджетных средств, предоставлению недостоверной отчетности. В этой связи Правительству рекомендовано определить в Госпрограмме количественные показатели, по которым будет возможно оценить эффективность реализации мероприятий.
"Исчерпывающие меры по сохранению удовлетворительного состояния дорог и устранению причин, способствующих ухудшению их качества, не принимаются. В частности, не обеспечено увеличение количества специальных автоматизированных измерительных средств (САИС), предназначенных для выявления превышения весогабаритных параметров автотранспортных средств на наиболее интенсивных участках автомобильных дорогах республиканского значения", - отметили аудиторы, подчеркнув, что применяемые с 2014 года 12 САИС стоимостью 533,8 млн тенге должным образом не функционируют. На их содержание израсходовано 60,3 млн тенге. В этой связи Министерству по инвестициям и развитию поручено обеспечить надлежащую эксплуатацию действующих САИС.
"Государственным учреждением "Облжоллаборатория" Комитета автомобильных дорог экспертиза, проверка качества строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог осуществляются не на должном уровне, что не способствует повышению срока их эксплуатации и обеспечению эффективности использования бюджетных средств. Ввиду этого Министерству финансов совместно с Министерством по инвестициям и развитию рекомендовано рассмотреть вопрос целесообразности передачи функций по проверке качества проведенных работ, осуществляемых ГУ "Облжоллаборатория", в конкурентную среду", - рассказали в Счётном комитете.
Наряду с этим государственным аудитом выявлены факты оплаты невыполненных и некачественно выполненных строительных и монтажных работ, образования дебиторской задолженности за подрядными организациями на общую сумму 1,4 млрдтенге. В ходе аудита в доход республиканского бюджета возмещено и восстановлено посредством выполнения работ 0,7 млрд.тенге.
Кроме того, выявлены факты неэффективного использования средств на сумму 16,2 млрд тенге, связанного с некачественной разработкой ПСД ряда проектов, а также неиспользованием остатков бюджетных средств за 2015-2016 годы.
По итогам заседания также даны поручения Комитету автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию, АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" и Управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог Западно-Казахстанской области по устранению выявленных нарушений и рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства.
Напомним, государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы жол", инициированная Главой государства, явилась не только важной антикризисной мерой, но и способствовала экономическому развитию страны в посткризисный период. Совершенствование транспортной инфраструктуры всегда имеет значительное положительное влияние на развитие всех отраслей экономики.
Широкомасштабная реализация инфраструктурных проектов в автодорожной отрасли в рамках Госпрограммы привела к снижению транспортных расходов, улучшению сервиса, увеличению скорости перевозок, способствовала росту деловой активности и социально-экономическому развитию страны в целом.
С начала реализации Госпрограммы строительством и реконструкцией было охвачено свыше 2 тыс. км автодорог республиканского значения, из которых введено в эксплуатацию 1,3 тыс. км., в том числе на участках «Астана-Темиртау», «Алматы-Капшагай», «Астана-Костанай» и «Актобе-Карабутак-Денисовка».
В рамках реализации автодорожных проектов Госпрограммы ежегодно привлекается более 75 тыс. человек, более 90% дорожно-строительных материалов составляют материалы отечественного производства.