Салауат Муксимов: Хотим, чтоб акимы избавились от байских замашек
Руководитель департамента по делам госслужбы по Костанайской области – об обучении госслужащих, кадровом отборе и переработках.
В интервью корреспонденту Bnews.kz Салауат Муксимов рассказал о том, как повысить привлекательность государственной службы.
Салауат Силибаевич, сейчас много говорят о том, как создать сервисное государство, но мало о том, кто это будет делать.
- Во всем мире госслужащие – это люди, которые обязаны следовать интересам общества. Они, будучи на госслужбе, наделяются монопольным положением. И при отсутствии определённых мер, они начинают своим положением злоупотреблять. Известно, чем заканчивается история стран, которые потеряли государственность за счёт продажных чиновников. Поэтому во всех странах мира приняты антикоррупционные ограничения. Но есть и другая сторона медали. Эти ограничения могут привести к снижению привлекательности госслужбы. С ростом коррупционеров её имидж падает, а люди не хотят идти работать на государство. Поэтому наша задача – сделать эту сферу привлекательной для талантливых людей, сделать так, чтобы они могли продвигаться по карьерной лестнице не по блату, а пройдя честный отбор.
Казахстан до 2015 года имел смешанную модель государственной службы, когда на любой ступени карьерной лестницы по принципу меритократии можно было отобрать любого человека, даже никогда не работающего в системе. Но когда на руководящие должности приходили сторонние люди, не прошедшие тернии регионального управления, это вызывало критику. Люди, ссылаясь на прошлое, говорили, что в советский период такое было трудно представить. Мы от этого отказались, поставив цель сформировать профессиональный государственный аппарат. Исходили из логики, что профессионализм приходит с опытом, с годами, это знание деталей, мелочей. Перешли на карьерную модель, законом было прописано, что на низовые должности набирают работников по общему конкурсу. А в последующем на руководящие должности объявляется внутренний конкурс, в котором участвуют люди, работающие в системе. Если среди них не оказалось достойных кандидатов, то только тогда можно набирать специалистов со стороны.
Отбор на госслужбу начинается с тестирования?
- Тестирование - это очень важный этап, здесь много новшеств. В Костанайской области только половина всех претендентов проходят отбор по результатам тестов. Это средний показатель по республике. Ранее человек, не прошедший тест, мог его сдать только спустя два месяца. После решено сократить этот срок до одного месяца. Я видел некоторые проблемы на этапе тестирования. К примеру, до августа этого года на всю большую Костанайскую область приходился один центр тестирования. Чтобы приехать сюда, человеку из отдалённых районов требовалось много времени и средств. Поэтому по инициативе департамента в Аркалыке создан второй центр тестирования. Подобного не было в истории региона. Причём, он не ограничен территориально, люди из близлежащих областей могут тоже там сдавать тестирование. До Костанайской аналогичный опыт внедрила Восточно-Казахстанская область.
По результатам прошлого года удачно сдали тестирование 55% претендентов, то есть 1450 человек. Я думаю, это слабый показатель при нынешнем кадровом голоде, когда на одну должность приходится один претендент. Как отобрать лучшего по способностям, когда в конкурсе участвует всего один человек? Должна быть здоровая конкуренция. Поэтому мы открыли школу молодого госслужащего. Она ориентирована в большей степени на студентов выпускных курсов. Правда, пока сами вузы не очень понимают миссию школы, мы наблюдаем слабую заинтересованность с их стороны.
В этом году особое внимание уделяется и оценке личностных качеств государственного служащего?
- Да, с февраля 2019 года обязательно показать не только хорошие знания законов республики, но и пройти отбор при оценке личностных качеств, которая ранее носила рекомендательный характер. Согласно реформе 2015 года в рамках “Плана нации “100 конкретных шагов”, сотрудники правоохранительных органов признаны госслужащими. Мы их стандарты на наш уровень вытягиваем, кандидаты, желающие поступить на правоохранительную службу, так же сдают тесты на знание закона и личные компетенции. В прошлом году тестирование прошли 2300 граждан из этой категории, из них 50% преодолели пороговый уровень. Но, скажу откровенно, встречаем определенные препятствия со стороны руководящего состава. Потому что отбор в правоохранительные органы становится прозрачным, это не всегда всем нравится. Возможно, мы когда-нибудь дойдём до того, чтобы на совете по этике разбирать поведение сотрудников в погонах.
Впрочем, новшествам не всегда рады не только в правоохранительной структуре. Напомню, теперь кандидаты, поступающие на государственную службу и не имеющие опыта работы, начинает её с низовых должностей. С начала года на такие низовые ступени поступило более 80 граждан. На вышестоящие должности проводится внутренний конкурс, благодаря этому 7 из 10 должностей занимают нижестоящие госслужащие. Но руководители находят способы, как обойти этот закон. Они говорят нам: нет желающих принять участие в конкурсе. А своим подчинённым при этом запрещают даже думать о карьерном росте. При отсутствии желающих, закон позволяет им выйти на общий конкурс и привлечь любого человека со стороны. К примеру, в Костанайском районе только половину вышестоящих должностей замещают действующие госслужащие. Поэтому теперь мы обзваниваем сотрудников управления или отдела и спрашиваем, не хотели они участвовать в конкурсе на занятие вышестоящей вакантной должности.
Есть и другая проблема - специалисты не пытаются участвовать во внутренних конкурсах в других районах области. Мы понимаем, что для людей это неудобно: нужно отпрашиваться с работы, собирать документы, искать, где остановиться в том районе или городе, где проходит отбор, а где гарантия, что тебя возьмут на работу и твои траты и усилия не напрасны? Поэтому по опыту министерства иностранных дел мы взяли за практику проводить эти конкурсы электронно. И уже феврале в конкурсе на вакантную должность руководителя отдела Камыстинского района принимал участие главный специалист акимата Лисаковска. Как проходит электронный отбор? Кадровая служба того района, где работает претендент, приглашает его к себе, они являются участниками процесса, плюс привлекают наблюдателей. Претендент отвечает на вопросы в специально оборудованном помещении с видеокамерой в присутствии кадровиков и наблюдателей.
Кроме того, на областном уровне по инициативе департамента создана единая кадровая служба. В Костанайской области действует порядка 23 областных структур. Чтобы исключить вмешательство руководителей в процесс отбора кадров, мы сделали централизацию через кадровую службу. Но тоже есть сопротивление, не все согласны. Было давление на меня. Из 23 управлений 9 сопротивлялись новшеству. Но нам удалось их убедить, и со второго полугодия эти 9 управлений тоже перешли в единую кадровую службу.
В рамках контрольных мероприятий департамент отменил порядка 13 конкурсов на занятие вакантных должностей. И по этому поводу привлекли 24 лица к административной ответственности, 47 лиц - к дисциплинарной. С другой стороны, к нам поступают жалобы от госслужащих на незаконные дисциплинарные взыскания. Порядка 12 актов о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих отменили. В большей степени, это связано с незнанием законов руководителями. Объявляют выговор, а с сотрудника не берут объяснение. Мы говорим: вы нарушаете их права, все должно по закону быть. Законодатель по всем случаям проступков обязывает проводить служебные расследования. Единственное исключение – по малозначительным проступкам налагать это взыскание без проведения служебного расследования, если сам госслужащий согласен с проступком и его признает. 8 фактов приказа о наложении мы отменяли только в Тарановском районе.
Наибольшее обсуждение в обществе вызывало соблюдение рабочего времени на государственной службе.
- Так сложилось, что работа на госслужбе всегда считалась ненормированной. Существовала практика, если руководитель на работе, должны сидеть вместе с ним подчиненные. Это даже была такая культура – если кто-то уйдёт раньше, все его морально осуждали. За незаконную переработку мы начали привлекать к ответственности руководителей. Только за счёт этого нам удалось выровнять ситуацию. В нашем департаменте немного другой ритм. Работа начинается в 8-30 и в 17-30 заканчивается. И обед сокращён до 1 часа. Мы час сэкономили, чтобы людей отпускать раньше домой. Сейчас они считают, что стыдно задерживаться на работе, надо уходить вовремя. Следующий “горячий” вопрос – создание нормальных условий труда госслужащих. К моему удивлению, он раньше не поднимался. Мы проводили анализ, когда делали масштабную инвентаризацию используемых площадей. И поняли, что некоторые руководители не отдают должного внимания рабочему месту госслужащих. По этому поводу я в прошлом году поручил сделать альбом с фотографиями помещений, в которых трудятся госслужащие региона. Вплоть до санузлов. Когда увидел всю картину, ужаснулся. Тревогу забили, сейчас исправляют. Знаете, а то иногда думают, что мы карательный орган, всё время что-то у госслужащих забираем. Мы же хотим, чтобы они работали в нормальных условиях и имели возможность для карьерного роста.
Другой важный аспект – учёба. Каждый госслужащий имеет возможность проходить обучение в академии госслужбы. Ни в одной постсоветской стране такого нет. Если поступил в магистратуру или аспирантуру, за человеком сохраняется размер заработной платы, жильё. У нас в регионе этими возможностями, к сожалению, не пользуются. К примеру, 8 человек подали заявки, из них поступили на обучение только двое. Сказывается слабая заинтересованность самих госслужащих, не знание выгоды условий. В филиале академии проходит бесплатное обучение английскому языку для поступающих. В этом году у нас отучились 28 человек. Теперь проблема – они не подают заявки. Бывает, руководитель не хочет отправлять. Работник приглушает собственное желание учиться под натиском начальства. Но, я думаю, в этом году будет результат. Мы хотим сам филиал превратить в образовательный центр. У нас ежегодно проходят обучение более 2000 человек. Недавно акимов районов посадили за парты, они прошли трёхдневный курс обучения. Конечно, это мало, но это важно, чтобы акимы избавились от байских замашек и понимали, что обучение – важный процесс для всех без исключения.