Родители больных детей поддерживают закон о клинических испытаниях
Они согласны участвовать в тестовых группах в надежде сохранить жизнь ребенка.
В Научном центре педиатрии и детской хирургии Алматы состоялась пресс-конференция по закону о клинических исследованиях на уязвимых группах населения. В ней приняли участие врачи, общественники, родители. Спикеры подчеркнули, что внедрение закона позволит не только развивать отечественную медицину, но и персонально изучать детскую аудиторию, сообщает корреспондент BNews.kz.
По словам председателя правления АО «Научный центр педиатрии и детской хирургии» Ризы Боранбаевой, ежегодно выявляются онкологические заболевания у около 600 детей, с мукополисахаридозом на учете стоят 40 пациентов, с болезнью Гоше – 15. 10 лет назад это были единичные пациенты, которые не доживали до своего совершеннолетия.
«Сегодня они ничем не отличаются от обычных детей, мы их передаем под наблюдение службы в связи с тем, что внедряются современные методы терапии, открываются новые формы заболеваний. Есть необходимость во внедрении новых лекарств. Выживаемость детей с онкологическими заболеваниями при некоторых нозологиях составляет 70-80%, есть категория детей, которые не отвечают на стандартные терапии, они нуждаются в новых методах лечения. Очень важным является проведение клинических исследований в области педиатрии. Во многих странах подобные исследования проводятся давно: в США проводится до 10 тыс. клинических исследований, в России – 1000. Результаты безупречные. В Казахстане до сегодняшнего дня мы не имели такую возможность. Конечно, клинические исследования в детской практике очень сложно проводить, но это очень важно и актуально. Сложность заключается в том, что дети имеют различные возрастные периоды, детская популяция намного меньше, чем взрослая. Мы педиатры за то, чтобы проводить клинические исследования в детской практике у нас в стране. Для этого нужны определенные условия, все должно проводиться по международным стандартам», - сказала Риза Боранбаева.
Проректор по исследовательской деятельности КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова Бауржан Жусупов пояснил, что для того чтобы синхронизировать казахстанское законодательство с международными требованиями, необходимо правильно отрегулировать проведение исследований с соблюдением этических правил.
«Прежде всего это информированное согласие пациента. За ребенка чаще всего отвечает опекун, но он должен самостоятельно осознать информацию и принять осознанное решение. Если они будут участвовать в клинических исследованиях, станет возможным для них разрабатывать более эффективные препараты. Наши фармкомпании производят лекарства, которые протестированы за рубежом. Но препараты по разному действуют на людей, то что хорошо для иностранцев, не может в идеале подходить для казахстанцев. Для того чтобы оказывать качественную медпомощь нам необходимо проводить клинические исследования», - пояснил Жусупов.
Президент Казахстанской ассоциации инвалидов, больных гемофилией Тамара Рыбалова рассказала историю Радамира Шагабудинова, который шесть лет пытался лечить тяжелую форму гемофилии препаратами, зарегистрированными в РК. Однако они ему не помогали, тогда пациент рискнул поехать в России и стать участником клинических испытаний. Разработанный для него препарат оказал хорошее влияние. Сейчас ребенок, как обычные дети ходит в школу.
«С тяжелой формой гемофилии в стране живут более 40 детей и 15 взрослых. Такие дети рождаются только у нас, может это связано с экологией. Они проходят очень сложное лечение – это ежедневное введение факторов крови в большом количестве. Оно жизненноугрожающе и дорого. Эти люди нуждаются в клинических исследованиях. На Радамира Шагабудинова государство затрачивало более 150 млн тенге. А сейчас он безболезненно получает внутримышечный укол и чувствует себя в безопасности», - подчеркнула Рыбалова.
Директор общественного фонда больных мукополисахаридозом Руслан Сармурзаков считает, что новшество позволит индивидуально подходить к лечению тяжелых и редких заболеваний.
«Я рад тому, что принимается закон о проведении клинических исследований в Казахстане. Я родитель 10-летнего ребенка, который страдает редким заболеванием. Как отец клиническими исследованиями по нашему заболеванию я начал изучать около трех лет назад. Очень многие заболевания лечатся одним введением препарата, а у нас тратятся огромные средства на поддержание самочувствия пациента. Наша страна может себе позволить дорогостоящие препараты и оборудования. Клинические исследования поднимут нашу медицину еще на более высокий уровень. Исследования однозначно безопасны, потому что они проходят две стадии теста на животных и здоровых людях, а потом применяются на пациентах. Каждый граждан имеет право участвовать или отказаться от исследований. Если пациенту ничего не помогает, то он может участвовать в тестировании определенных препаратов», - резюмировал Сармурзаков.
Ранее сообщалось, Сенат принял законопроект Минздрава о клинических исследованиях на уязвимых группах населения