Риска дефицита дизтоплива в период посевной кампании нет - Магауов
Риска возникновения дефицита дизельного топлива в Казахстане в период посевной кампании нет. Об этом заявил вице-министр энергетики Асет Магауов, передаёт BaigeNews.kz.
"Такого риска нет. У нас в законодательстве установлен приоритет по отгрузке для сельхозтоваропроизводителей. Уже по текущему графику видно, что хорошая выборка идёт. За февраль-апрель выборка составила 92 процента от заявленных плановых объёмов. Мы не видим никаких рисков, что какая-то часть может быть недопоставлена. Всё зависит от наличия финансовых средств у сельхозников и своевременной работы по контрактации", - сказал Асет Магауов.
Он также рассказал о мерах по недопущению дефицита дизтоплива. По его словам, министерство энергетики внесло поправки в законодательство об обороте нефтепродуктов, где прописано, что поставщики, чтобы работать на оптовом рынке, должны иметь в собственности нефтебазы. Это означает, что сейчас оптовые поставщики нефтепродуктов могут на основе договоров аренды уже заниматься этим бизнесом. Кроме того, вице-министр рассказал и о биржевой торговле нефтепродуктами.
"В прошлом году, в апреле месяце, мы достаточно активно торговали и бензином, и дизельным топливом. Но там были установлены соответствующие лимиты на доступ: кто имеет право заходить на биржу в качестве покупателя. Это было вызвано тем, что это были пилотные торги. Лимит по обороту был не менее 20 тысяч тонн нефтепродуктов за год. В середине года мы этот лимит снизили до пяти тысяч тонн. Решением биржевого комитета этот лимит был отменён. То есть это позволит мелким АЗС заходить на биржу и покупать объёмы напрямую, без посредников. Биржевые торги возобновятся у нас в мае текущего года. Я думаю, таким путем мы эти вопросы решим", - рассказал он.
Что касается ценообразования на дизельное топливо для крестьян, то по согласованию с крупными "давателями", которые владеют ресурсами, определена цена в 212 тысяч тенге за тонну на условиях завода. Это составляет 176 тенге за литр.
"К ним надо добавить доставку в регионы, затраты на хранение на нефтебазах. И зачастую операторы привлекают финансовые ресурсы. То есть идут расходы по финансированию данной операции. С учётом всех этих расходов, в регионах цена может колебаться. Чем ближе к заводу, тем цена дешевле. В любом случае, это гораздо дешевле тех розничных цен, которые есть на АЗС. На АЗС, как вы знаете, установлены цены 230 тенге в центральных и южных областях и 260 тенге за литр в северных регионах. Разница существенная: по северным регионам она доходит до 50 тенге за литр", - сказал Магауов.
В заключение вице-министр добавил, что сейчас министерство работает над созданием базы данных сельхозтоваропроизводителей и внедрению электронной информационной системы для реализации ГСМ.