6 Июля 2022, 08:30 Фото: из архива Василия Тоскина. Пешеходный мост через Ишим

Столица времён Акмолинска и Целинограда. Уникальные кадры и воспоминания архитектора

Там, где сейчас площадь перед акиматом, был базар, на месте старого здания парламента – водокачка, а где сегодня живут дипломаты, приземлялись самолёты. Как менялся город и жизнь в нём.

Один из немногих людей, кто помнит, как выглядела наша столица почти век назад, - Ергали Нурмагамбетов, почётный архитектор Казахстана. Накануне Дня столицы журналист baigenews.kz побеседовала с ним.


Ергали Нурмагамбетов, Фото автора

"Город тогда был одноэтажный"

"Я родился здесь, пошёл в первый класс в годы войны – в 1943 году. Мы жили на берегу Ишима, неподалеку от того места, где сейчас стоит памятник Кенесары. Город тогда был одноэтажный. Дома были деревянные, бревенчатые или саманные. Кирпичных заводов здесь не было, поэтому и домов из кирпича почти не строили - такие были только у богатых горожан", - вспоминает Ергали Болсбекович.
Буквально на днях почётный архитектор Казахстана отпраздновал своё 87-летие. Любопытно, что его день рождения - 1 июля. В этот день архитекторы всего мира с 1948-го года отмечают свой профессиональный праздник. Ергали Болсбекович поражает своей крепкой памятью и невероятно молодым голосом.

Его первые воспоминания приходятся на годы войны. Он вспоминает, как, будучи мальчиком восьми лет, возил на быках зерно на элеватор через речку из ближайшего аула, где сейчас посёлок Косшы.
"Возницами были женщины. Им было лет 50, но нам они казались тогда старенькими. Они не могли управляться с волами: отгонять, загонять, погонять. Поэтому к каждой такой женщине приставляли мальчика. Обоз из четырёх телег выезжал примерно в четыре вечера и рано утром прибывал на элеватор. Мы спали на мешках с пшеницей. Нас будили посреди ночи, чтобы мы покормили быков", - вспоминает архитектор.
Ергали Нурмагамбетов рассказывает, что в его детстве мостов через реку не было. И когда было половодье, река разливалась месяца на два. А летом река сильно мелела и образовывались броды.

"Центральный парк был построен до революции. Первый мост был пешеходный между городом и парком. А первый автомобильный мост построили лишь в 60-м, там, где сейчас мост с проспекта Республики выходит на Кабанбай батыра. К слову, количество автомобилей тогда уже измерялось тысячами. Вместо маленького и ветхого элеватора, что принимал зерно в годы войны, построили новый. Вы же знаете, что проспект Республики точно совпадает с тогдашней Пушкина? На одном конце был мост через Ишим, на другом – элеватор", - говорит он.
Пешеходный мост. Фото из личного архива Василия Тоскина

Мой собеседник рассказал ещё один малоизвестный факт: во времена его раннего детства в трёх километрах от набережной, где-то в районе нынешнего дипгородка находился аэропорт. Пассажирские самолёты тогда в наш город не летали. Там была служба – один одноэтажный дом. Аэропорт в современном понимании начали строить лишь в начале 60-х.
"Связь с другими городами усиливалась, значит, необходимо было авиасообщение. Поэтому построили аэропорт - здание двухэтажное деревянное. Оно было в районе нынешней Круглой площади. Там принимали пассажирские самолёты на 10-15 человек. Для крупных самолётов нужны были дорожки, посадочные площадки. А там была степь, грунтовые дорожки. Могли садиться только лёгкие самолеты. Со временем их заасфальтировали. Постепенно размеры самолётов и их количество увеличивались", - вспоминает Ергали Болсбекович.

Будущий архитектор посещал школу, которая ныне включена в список памятников истории и культуры Казахстана. Она была построена ещё в XIX веке.
"В этой одноэтажной деревянной школе я проучился два года. В то время там учились мальчики и девочки. Потом мальчиков отделили, и я пошёл в казахскую школу имени Сталина. Она находилась на улице Мира, где сейчас старое здание парламента. Потом я перешёл в школу с русским языком обучения. Она находилась там, где находится всем известная гостиница Ишим, позади неё по сей день сохранился кирпичный одноэтажный домик. Это была школа № 3 имени Ворошилова. Её я окончил 1954 году", - рассказал Ергали Нурмагамбетов.

"Видите, как исторически сохраняется назначение мест?"


После школы он уехал учиться в Ленинградский инженерно-строительный институт. А когда, окончив его, вернулся в родной город - сразу стал главным архитектором. Вскоре молодой специалист стал главным архитектором области, а затем проработал 20 лет в проектном институте. По словам Ергали Болсбековича, когда он уезжал учиться, население нашего города составляло около 50 тысяч человек, а когда он окончил институт и вернулся - около 100 тысяч.

В 1929 году в Акмолинск пришла железная дорога. Она протянулась из Петропавловска на Караганду - надо было уголь возить. Эта дорога имела и другое экономическое значение - связь городов друг с другом внутри Казахстана и с Россией. Перевозить надо было не только уголь, но и продукты сельского хозяйства, животноводства, пшеницу. Дорога эта была вдали от города.
Бывшее здание Управления железной дороги. Наши дни. Фото Жанар Амангелдi

В 1954-м году началось освоение целинных и залежных земель. Наш город стал центром Целинного края. Ергали Нурмагамбетов начал работать в 60-м году.
"В то время главной задачей строительства было обеспечение населения жильём. В эти годы была построена улица Мира от центра до вокзала, проспект Победы, сейчас - Жеңіс, улица Октябрьская, ныне Ауэзова. Это всё были центральные улицы. Проспект Победы был связан с железной дорогой. На одном конце – здание управления железной дороги, на другом – вокзал. Проспект Победы (ныне - Жеңіс) не случайно так назвали – улица начала строиться в 1945 году", - вспоминает Ергали Нурмагамбетов.
Улица Мира. Строительство панельных домов. Фото из личного архива Василия Тоскина

Ергали Болсбекович рассказал, что проспект Республики – от речки до элеватора - в его детстве назывался улицей Пушкина.
"После он стал проспектом Целинников. Построили и поперечные улицы – теперешняя Кенесары (бывшая Карла Маркса), Абая (бывшая Ленина), Сейфуллина (бывшая Революционная). Четыре улицы вдоль и четыре – поперёк – вот, собственно, и был весь город. К слову, в те годы сразу строили в обязательном порядке школы и детские сады. На смену саманным развалюхам с антисанитарными условиями пришли современные магазины. Два кинотеатра было построено. Один был там, где сейчас Концертный зал "Астана". Назывался он "Родина". Другой - на нынешнем проспекте Абая, сейчас там ресторан. Он назывался "Октябрь", - рассказал он.
Улица Мира. Фото из личного архива Василия Тоскина

Архитектор рассказал о самых красивых, на его взгляд, зданиях того времени.
"Про здание Управления архитектуры я уже сказал. На месте нынешней школы №1 было красивое трёхэтажное здание школы имени Кирова. Это архитектура конструктивизма 20-30-х годов. В конце 80-х она обветшала. Там были деревянные перекрытия, лестницы, окна, двери. Сносить его было жалко, мы хотели её восстановить. Когда начали делать капитальный ремонт, она фактически рассыпалась. На её фундаменте построили новое каменное здание. Все мои дети и внуки учились в этой школе", - рассказал архитектор.

Он отметил, что время освоения целинных и залежных земель принесло большое экономическое развитие. С середины 50-х в городе появился водопровод.
"Мы строили 4-5-этажные дома, поэтому возникла необходимость в строительстве водопроводных и канализационных сетей. В военное время мы зимой топили лёд с реки. Летом воду из речки не использовали из санитарных соображений. Было несколько водокачек, где качали воду ручными насосами. Водокачка была там, где сейчас старое здание парламента", - вспоминает Ергали Болсбекович.
Будущий архитектор, конечно, не мог пройти равнодушно мимо дома купца Кубрина и его торгового дома. Он вспоминает, как в его детстве здание горело, и лет 10 там было пепелище.
"Только в 50-е годы его восстановили, привели в прежний вид, таким, каким я его помню с малых лет. К слову, рынок был тогда, где сейчас площадь, перед зданием городского акимата. Это была первая базарная площадь. Там стояли старинные торговые дома. Их называли зелёные ряды. Они были капитальными, кирпичными, с железными дверями. Рынок примыкал к зданию торгового дома купца Кубрина, теперешнего магазина "Астана". Другой базар был с сельскохозяйственным уклоном. Туда приезжали сельские жители продавать мясо, скот, пшеницу. Он располагался в квартале от нынешних Сейфуллина до Богенбая. Видите, как исторически сохраняется назначение мест?" – задал риторический вопрос архитектор.
Акмолинск. Площадь, торговые ряды. Фото из архива Василия Тоскина

Акмолинск. Площадь. Фото из архива Василия Тоскина
Ергали Нурмагамбетов развенчал городскую легенду о том, что у задней стены забора бывшей мечети, неподалеку от дворца "Жастар", можно загадать желание и оно сбудется.
"Я хорошо помню, как в 50-х годах в здании мечети были уже Дом пионеров и библиотека. Я эту библиотеку посещал. Затем её снесли и построили дом для партийной номенклатуры. А ограду сохранили. Тогда нам было не до мифов. А если сейчас что-то придумали – с удовольствием буду этот миф поддерживать. К сожалению, в нашей семье один дедушка был расстрелян как враг народа, другой - умер. И некому мне было передать подобные тайны. Так было у большинства детей тогда. Был другой уклад, другая идеология. Нам нужно было выживать", - сказал напоследок он.


*Редакция выражает благодарность за предоставленные фотографии заслуженному архитектору Казахстана Василию Тоскину
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!