Как объекты программы «Нурлы жол» работают на казахстанцев
В 2017 году в Астане в преддверии открытия выставки ЭКСПО появились сразу два объекта - железнодорожный комплекс «Нурлы жол» и новый терминал аэропорта.
Десятки проектов в Казахстане реализованы в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы. Среди них есть такие, о которых жители страны знают немного, но многие приносят видимую пользу казахстанцам каждый день. Это объекты транспортно-логистической инфраструктуры, передает BNews.kz.
Благодаря программе «Нурлы жол» аэропорт столицы Казахстана, основанный еще в 1931 году, получил возможность обслуживать все типы воздушных судов без ограничения в любую погоду. Воздушную гавань Астаны реконструировали. Аэропорт Астаны расширен за счет строительства нового международного терминала, инвестиции составили более 80 млрд тенге.
Площадь нового международного терминала аэропорта Астаны составляет 47 тыс. кв. метров. Он включает в себя международный пассажирский и VIP-терминалы, шесть новых стоянок для воздушных судов с посадочными рукавами и четыре автобусных посадочных выхода. Проектная мощность нового терминала составляет 5 млн человек в год, 1775 пассажиров в час пик. Пропускная способность аэропорта до расширения - 3 млн пассажиров в год.
Объект модифицирован, изменен дизайн. Сейчас это пятиэтажное здание. Старый терминал соединен с новым. Пирс позволяет осуществить многофункциональную высадку и посадку пассажиров в самолеты. Гибкая структура облегчила передвижение для пассажиров. Безопасность в новом терминале обеспечивается на высоком уровне, поскольку существует разделение пассажиропотоков. Предусмотрены 42 кабины паспортного контроля и багажная система. Специальная система способна проверить 1200 чемоданов в час. Багаж можно сканировать с разворотом на 360 градусов.
Также в рамках программы «Нурлы жол» в Астане запущен новый железнодорожный вокзал. Ему нет аналогов в странах СНГ, он является самым современным в мире. Проект предусматривает развитие железнодорожного узла Астаны и сам вокзальный комплекс.
Пропускная способность нового вокзала составляет до 35 тыс пассажиров в сутки, что существенно снимает нагрузку со старого вокзала Астаны, который при пропускной способности 12 тыс пассажиров в сутки фактически обслуживал до 18 тыс человек.
Вокзал построен с учетом требований к современной инфраструктуре. «Вокзал-мост» практически повсеместно пришел на смену вокзалам «берегового» типа благодаря большей эффективности, компактности, более рациональному использованию пространства.
В здании вокзала созданы все условия для передвижения пассажиров с ограниченными физическими возможностями, предусмотрены тактильные дорожки, информационное табло с использованием азбуки Брайля, специальные кассы.
Помимо основного зала ожидания в здании нового вокзала имеются гостиничные комнаты, удобные камеры хранения, комнаты матери и ребенка, медицинские кабинеты, фудкорты, рестораны, внутренние и внешние паркинги на более чем 1500 мест и многое другое, соответствующее лучшим мировым стандартам.
Здание оборудовано энергосберегающими лифтами и эскалаторами, установлены грунтовые теплообменники, которые предварительно подогревают холодный воздух, поступающий с улицы, и охлаждают воздух в летний период. Предусмотрена мультизонная система кондиционирования, распределяющая холод и тепло от одного внешнего блока сразу на несколько внутренних. В результате ее применения достигается существенная экономия энергоресурсов.
Новый вокзал находится ближе к деловому центру столицы, что значительно снимает нагрузку на городскую транспортную сеть, соответственно, экономит жителям и гостям столицы время.
Открытие нового вокзала обеспечило новыми рабочими местами более 1 300 человек.
Также основным направлением программы остается транспортно-логистическая инфраструктура. Для развития автодорожных проектов в этом году начата реализация 22 автодорожных проектов, на что из Нацфонда выделено 260 млрд тенге. Кроме того, дополнительно привлечено 96 млрд тенге займов международных организаций. В целом работами реконструкции охвачено порядком 4000 км автодорог. До конца года будет введено в эксплуатацию 600 км. На строительство и реконструкцию автомобильной магистрали Центр-Юг выделено 92 млрд тенге; на Центр-Восток – 120 млрд тенге; на Центр-Запад – 8,4 млрд тенге; на реконструкцию других дорог республиканского значения – 76,3 млрд тенге.
Также реализуются автодорожные проекты с участием международных финансовых организаций. С 2016 года будет осуществлено перераспределение средств, сложившихся за счет экономии при освоении займов по проектам Западная Европа - Западный Китай и Бейнеу – Актау. Так, 763 млн долларов будут направлены на реализацию автодорожных проектов Курты – Бурубайтал, Узынагаш – Отар, Актобе – Макат, Жетыбай – Жанаозен с софинансированием из Нацфонда в сумме 4,6 млрд тенге в 2016 году.
Предусмотрена реализация 11 автодорожных проектов общей стоимостью 2,4 трлн тенге, в их числе Западная Европа – Западный Китай. С начала реализации проекта завершены работы на 1884 км и открыто движение на участке от Шымкента до границы РФ и по Жамбылской области. Работы по направлению Астана-Алматы начаты с 2013 года на участках Астана-Темиртау и Алматы-Капшагай протяженностью 275 км. По маршруту Астана-Усть-Каменогорск по итогам 2015 года открыто движение на 100 км: Астана-Павлодар (47 км) и Павлодар-Семей (53 км). На участке дороги Кызылорда-Жезказган-Караганды будет ремонтировано 925 км. В направлении Астана-Актобе-Атырау-Актау в 2014 году открыто движение 200 км, в 2015 - 100 км, в 2016 – 170. Также реконструкция проведена на 157-ом км участка Капшагай-Талдыкорган.
Благодаря реализации госпрограммы «Нурлы жол» ставится задача достичь таких индикаторов, как обеспечение роста ВВП на 15,7% к 2020 году; создание рабочих мест на 395,5 тыс человек; повышение рейтинга ВЭФ по качеству базовой инфраструктуры до 57 места.
Общие расходы на реализацию программы из средств Нацфонда составили в 2015 году 796 млрд тенге, в 2016 году - 379 млрд тенге, в 2017 году - в эквиваленте до 3 млрд долларов.