Правила подготовки учебных изданий изменили в Казахстане
Вопрос качества учебников прокомментировал министр образования и науки.
"Необходимо всегда понимать, когда мы говорим об учебниках здесь не может быть, только вины издательств или авторов, потому что это комплексный процесс. Так как все начинается, на самом деле, с государственного общеобязательного стандарта, с типовой учебной программы. И далее уже экспертиза, далее это эксперты, далее авторы учебников и уже издательская работа. Поэтому здесь, когда смотрим на весь бизнес-процесс, мы видим, что в действующей до этого времени системе были определенные недостатки.", – сказал министр.
Министр уточнил, что были полностью пересмотрены правила подготовки издания учебников.
"Правила в настоящее время изменены. Совершенно новый формат. Теперь учебники будут выходить по новым требованиям. И там таких ошибок быть не может, – продолжил он. – Во-первых, вводится внутри издательская экспертиза. Во-вторых, будет внешняя экспертиза. В-третьих, это общественная экспертиза. В-четвертых, это апробация самих учебников. Потому что по многим учебникам апробации либо не была проведена, либо она проводилась только частично".
Аймагамбетов разъяснил, что до того, как учебник будет выпущен в массовый тираж, важно, чтобы минимум один учебный год, издание проходило апробацию в пилотных школах.
"Там учителя уже видят какие проблемы, какие недостатки. Далее уже вопрос можно реализовать", – сказал министр. – "Если есть брак или издательские определенные ошибки. Мы вложили новую норму в правила. При наличии брака переиздание осуществляется за счет издательств".
Министр также отметил, что очень важна подготовка авторов.
"Многое зависит от них. (....). Потому что условно хороший учитель не означает, что это всегда хороший автор. Поэтому в настоящее время проводим работу по обучению авторов. Есть целая наука - "Учебниковедение", закономерности написания учебников. Есть новые программы, новые подходы, парадигмы. Поэтому эту работу сейчас вместе с издательствами проводим", – сказал глава МОН РК.
Кроме того, он обратил внимание на экспертизу учебников.
"По экспертизе тоже важно. Когда готовят учебник, отдают на экспертизу. Если раньше условно за семь дней проводили вторую экспертизу, за неделю прочитать учебник, дать полноценный ответ, анализ, конечно, невозможно. Тем более, когда на семь дней приглашают учителей с регионов. Хороший учитель может быть знатоком своего дела, но это не означает, что он будет хорошим экспертом именно по учебникам.", – продолжил министр.
Министр подчеркнул, что эксперты должны быть сертифицированы, должны проходить соответствующие курсы, должны знать как готовят учебники и как проводить экспертизу
"Сейчас мы приступили к сертификации экспертов. К тому что будет "слепая" экспертиза учебников. К тому что экспертиза будет не в короткий промежуток времени, а в течение года. Все учебники отныне будут проходить апробацию и не только издания, но и типовые учебные программы", – добавил министр.
Он уточнил, что новая концепция подготовки учебников уже реализуется.
Кроме того, министр прокомментировал вопрос ошибок в материалах на образовательных интернет-платформах.
"По платформам. Если есть какие-то конкретные ошибки, также готовы рассмотреть, дать поручения, чтобы внесли изменения. Сейчас мы ввели новую норму. Считаем, что платформы также, как учебники должны проходить педагогическую экспертизу. Понятно сейчас очень мало времени. Большое количество уроков, несколько десятков тысяч. Необходимо чтобы была и апробация, и проверка, и так далее. Но в связи со сжатостью времени и огромным объемом информации, фактически с "колес" готовят уроки и видео. Поэтому это большой вопрос. Но мы системно делаем обязательным проведение педагогической экспертизе всех этих платформ и контента", –резюмировал министр.