Построил свой Хан-шатыр и Ноев ковчег. В Семее живёт уникальный современный "кочевник"
Столичный Хан-Шатыр за короткое время стал ещё одним символом Астаны, наряду с Байтереком. А недавно и в Семее появился свой Хан-Шатыр - причудливый дом, где угощают из позолоченной посуды, дают этно-концерты, и всё это совершенно бесплатно. Неожиданно для его хозяина, который стал для всех страждущих проводником в мир предков-скифов, сооружение с "самобытной начинкой" приобрело такую популярность, что посмотреть на него приезжают туристы из разных стран. Корреспондент BaigeNews.kz стал гостем удивительного человека в его загадочном доме-музее.
Кто такие скифы? И почему отец истории Геродот так впечатлился этим народом во время своего путешествия? Житель Семея Сералы Мухамедсадыков решил выяснить это необычным способом. Чтение книг о древнем народе не утолило его жажды знаний. Поэтому он пошёл дальше - вернулся в прошлое, воссоздав атмосферу, в которой жили предки казахов и многих других тюркских народов. Он построил шатёр, обустроил его сакским убранством и перевёз туда свою семью.
Путешествие корреспондента в прошлое началось с поездки на автобусе по направлению к дачному массиву "Восточный правый". В районе "10 дач", что в нескольких километрах от урбанистического Семея, многие летние домики уже превратились в основательные постоянные жилища. На нужной нам остановке заметно чище, чем на других. Это наш герой Сералы убирает территорию по направлению к своему дому и призывает к порядку своих соседей. Говорит, будет стыдно, если туристы на пути к желанной локации будут лицезреть пакеты с подгузниками и разномастный бытовой мусор.
Пристанище Сералы в 300-х метрах от остановки. Территория трёх дачных участков не только подарила прекрасные виды на рассветы и закаты, но и простор фантазии, чем хозяева поспешили воспользоваться. Летом здесь зацветут нетипичные для Семейского климата цветы – бишкекские и алматинские многолетники и однолетники - подарок "южных" друзей.
На участке гармонично сочетается архитектура разных эпох и неожиданные ландшафтные экспонаты - статуя древнегреческой богини с младенцем, военный барабан дабыл, пушка на двух колёсах, круглое кострище. А в центре этого музея под открытым небом восседает беркут Тора - друг и помощник нашего героя.
Главный жилой дачный домик благоустроен, в нём супруги Мухамедсадыковы готовят еду и отдыхают. Справа – похожий по строению дом, но с символикой из прошлого, который в будущем по задумке автора может стать машиной времени в страну советов. Слева уже видны очертания большого корабля, в котором могли бы поместиться не меньше полусотни людей. Задумка семейчанина а-ля "Ноев ковчег" тоже одна из будущих туристических фишек.
В центре участка большая расчищенная поляна, на которой в ближайшее время расставит свои кереге и уыки 15-метровая, самая большая в Семее юрта. Туристический поток растёт, интерес к казахской культуре не ослабевает, поэтому нужно создавать условия, считает хозяин дачного архипелага. На западной стороне участка величаво обосновался тот самый Хан-Шатыр, который стал звездой соцсетей. Все эти рукотворные локации умелец строит на свои средства, а показывает желающим совершенно бесплатно.
Сералы пригашает в свой шатёр всех без исключения. То, что мы увидели внутри, не просто впечатляет, это поистине погружение в атмосферу прошлого. На стенах – воссозданные атрибуты сакского периода: охотничьи трофеи, музыкальные инструменты, оружие - берёзовая дубинка шукпар, топор айбалта, лук и стрелы, полотна с рунами и петроглифами, и даже набор алгебраических формул, которые завораживают нашего героя своей логичностью и сложностью.
Стоит сделать небольшое отступление и сказать, что у Сералы есть большой частный дом в центре города, где живут его родители и семья. Восемь лет назад он почувствовал тягу к своим корням, одновременно с этим - острую нехватку свободы, поэтому построил юрту на участке, куда и переехал. Летом, во время каникул, его жена и трое детей жили с отцом семейства в доме из кошмы. Рядом всегда бегал волчонок, с которым дети спали в обнимку. Так мужчина старался пробудить и укрепить в своих детях глубокую связь с природой.
"Я много времени провёл в ресторанах, тамадил, занимался музыкой. В какой-то момент мне захотелось уединения. Тогда я построил на участке юрту, которая стала моим основным жилищем. Я хотел прочувствовать, как жили наши предки на этой земле, как справлялись со стужей и зноем, что чувствовали в сильный дождь и снегопад. Многие думали, что я сошёл с ума, смеялись надо мной, мол, зачем тебе юрта, когда есть дом, - вспоминает первые годы своего ретрита наш собеседник. - У якутцев, алтайцев, монгол в 90% случаев рядом с домами стоят национальные шатры и виг-вамы. А у нас юрты только на Наурыз устанавливают".
Но однажды юрта так приглянулась известному в Семее врачу, что Серали подарил её другу от чистого сердца. После чего и решил воссоздать жилище подревнее и вернуться на три эры назад, в эпоху предков. Мужчина построил шатёр сам, без помощи специалистов, проектов и даже измерительных инструментов. Вместо линейки – строго фиксированный "размах" рук.
"Вот так с распростёртыми объятиями я ходил по будущему шатру и замерял расстояние между балками", - смеясь, вспоминает Серали. Жерди связаны между собой верёвками.
Когда пришло время устанавливать круглую крышу, которая во время подъёма буквально балансировала у него на голове, стыки не сошлись, и пришлось кое-что переделывать. На установку ушло два дня. А весь шатёр был собран за два месяца. Ещё три месяца ушло на создание обстановки. Часть экспонатов для диковинного дома герой материала купил на известном сайте, часть - подарили, а самые необычные предметы из увиденного нами сделаны его руками. Например, круглое полотно из козьей кожи с изображением сцены скифской эпохи, с участием солярного персонажа, рун и древних символов.
Два стола в глубине шатра ломятся от угощений в позолоченной посуде - скифы, по писаниям Геродота, пили из золотых кубков, ели из золотых чаш. Место для самого почётного гостя застелено шкурой. Гости заходят к Серали почти каждый день, и часто - без предупреждения.
"Алтайская земля - колыбель всего человечества. Люди интересуются бытом скифов, их достижениями, величием. Но я рассказываю людям не только про наших предков скифов, но и про казахскую культуру. Некоторые ведь даже юрты никогда не видели. Угощаю кумысом, чаем. Неделю назад ко мне приезжали туристы из Гонконга и Гуаньчжоу, до этого были из Индии. Я не даю рекламы, люди узнают обо мне от таксисов и по сарафанному радио. У меня здесь много разных инструментов. Вот гитара, баян, синтезатор, - показывает Сералы. - Желающие находят себе каждый по душе. Уходя, спрашивают, какой счёт я им выставил. А когда говорю, что всё бесплатно, то удивляются. Ведь моя цель – не заработать, а поделиться мудростью наших предков", - наливая очередную кружку чая, говорит наш собеседник.
Фото предоставлено героем
Национальные музыкальные инструменты, и не только казахские, занимают в шатре нашего экскурсовода особое место. Вдоль единой круглой стены развешаны и рассставлены домбра, турецкий саз, сазсырнай, керней, шанкобыз.
Сералы - лауреат международных конкурсов. Солист государственной филармонии имени Амре Кашаубаева. Его горловое пение и виртуозное владение этно-инструментами покорило участников и зрителей многочисленных фестивалей в разных странах.
Удивительно, как Сералы Мухамедсадыков сочетает в себе разные таланты, гармонично создавая из них самобытную, причудливую смесь, которая разливается в нём в виде необычного мировоззрения и редкого обаяния. Не врач, а лечит, не психолог, а помогает людям стать увереннее, не ремесленник, а руки золотые.
Сералы известен в городе и как лекарь, он лечит детей при помощи вибраций шанкобыза и шаманского камлания. Ещё один способ, которым пользовались кочевники, это энергетика беркута. Лучший друг и верная спутница беркут Тора, сидя на руке своего кормильца, забирает негативную энергетику, а затем на своих крыльях уносит далеко в небо.
"Иногда ко мне приводят детей, называют болезни. Но я не врач, не понимаю этой терминологии, я чувствую сам, что не так с ребёнком. Однажды ко мне приехала семья, которая потратила на лечение аллергии своего сына 30 тысяч долларов. Они были в отчаянии. Мы с Торой помогли ему. Звук шанкобыза создаёт особые вибрации, которые, проникая внутрь человека и смешиваясь с его колебаниями, лечат. Всё в мире состоит из вибраций", - говорит музыкальный доктор и берёт в руки смычковый инструмент.
У Сералы особые отношения с Торой. Беркута невозможно приручить или надрессировать, можно только договориться. Два товарища вместе выезжают на охоту, выступают на мероприятиях, дефиле, фотосессиях. Сейчас крылатой спутнице нашего собеседника ровно год. В возрасте пяти лет птица достигнет полового созревания и её нужно будет отпустить в горы. По этому случаю Сералы устроит праздник – зажжёт костёр, подготовит жертвоприношение в виде барашка, соберёт гостей.
"Расставание со своим беркутом – это важный и неотъемлемый ритуал. Самка в возрасте пяти лет должна найти себе пару и создать семью. Поэтому только до этого возраста можно держать птицу при себе, для охоты. Пренебрегать этим правилом нельзя – это закон природы. Я хочу донести до людей, что природу нужно любить и уважать, защищать. Мать Земля – наш общий дом", - рассказал о своих особых отношениях с природой Сералы.
Тора – это уже третья птица Сералы. Прежние кормилицы тоже были отправлены на свободу с почётом и в нужное время. Помимо беркута у кочевника есть верблюд и волчица, которые содержатся в крестьянском хозяйстве за городом.
Пока беседуем за чаем в шатре и слушаем горловое пение бурятских и алтайских исполнителей, которое доносится из колонок, в дверной проём заглядывают любопытные соседские детишки. Им не привыкать, что на участке дивного соседа всегда оживление. Соседи - тоже частые гости Сералы. Три раза в месяц, каждые 10 дней, он специально выделяет для них свой вечер и готовит бешпармак. Сначала люди, живущие за заборами, относились к его радушию с сомнением. Но в итоге все пришли к полному взаимопониманию. Теперь, помимо застолий, дружные единомышленники устраивают совместные субботники.
"Соседи – это самые близкие родственники. Именно с ними мы живем бок о бок. И именно они приходят на помощь в трудную минуту. Когда я хожу в гости к людям и не вижу соседей, то спрашиваю, почему они не общаются. Ведь они видят, что в твоей квартире музыка, что накрыт дастархан, возможно, ты взял у него стулья или посуду. Как можно не позвать его в гости", - удивляется современным взаимоотношениям наш собеседник.
Сералы, выросший в деревне в окружении стариков, удивляется и деградации связи между поколениями. Внуки всё меньше времени проводят с апашками и аташками, а их мудрые советы заменяет всезнающий интернет. Личное общение сводится к обслуге внуков, которые безотрывно "залипают в сети".
"А вот раньше, - заканчивает с бессмертной фразой разговор на тему преемственности поколений Сералы, - дети учились у стариков играть на домбре, петь, ухаживать за домом, уважать старших. У меня не было бабушки и дедушки, может быть поэтому я всегда тянулся к старикам своей деревни. Мне было важно услышать их одобрение, так как нужные слова и те моменты, когда морщинистые руки гладили тебя по голове и спине, вселяли веру в себя. Было интересно слушать их легенды и сказания, благодаря которым в будущем я стал искать себя по следам своих предков. Когда забываешь про обычаи и традиции, теряется преемственность, связь поколений, а это плохо сказывается на народе".
Фото автора