Понятие «религиозный радикализм» пропишут в законодательстве Казахстана
По словам специалистов, введение таких дефиниций позволит четко разделять и давать правовую оценку деструктивной деятельности в религиозной сфере.
Использовать европейский опыт для снижения угрозы со стороны религиозных радикалов и террористов предложил министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев в ходе брифинга в МИД РК, передает корреспондент BNews.kz.
В своем выступлении он рассказал о работе над проектом закона о вопросах религиозной деятельности и религиозных объединений, предусматривающего внесение 53 изменений и дополнений в три кодекса и девять законов РК.
«Мы внимательно изучали европейскую нормативную практику. В последние годы в странах Европы принят ряд эффективных мер, позволяющих значительно снизить угрозы со стороны религиозных радикалов и террористов. Между тем в нашем законодательстве до сих пор даже нет четкого определения радикальной религиозной деятельности. Поэтому в законопроекте мы учли европейский опыт и пошли по пути включения таких норм в законодательство», - сказал министр.
По его словам, ведомство планирует ввести в законопроект новые понятия - «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм».
«Как вы знаете, запретить религиозные течения нельзя на практике, хотя они могут быть деструктивными для нашего духовного развития общества. И некоторые деструктивные течения лишены организационной структуры, что представляет для нас сложность в запрещении. Введение таких дефиниций даст возможность четко разделять и давать правовую оценку деструктивной деятельности в сфере религии. Это позволит нам действовать и принимать меры, не запрещая какое-либо религиозное течение. В целом эти нормы не позволят под прикрытием религии распространять идеологию радикализма или провоцировать террористическую активность», - подчеркнул он.
Также министр предложил запретить ношение в общественных местах чадр, хиджабов, паранджи и других элементов одежды, которые скрывают лицо и не позволяют идентифицировать личность человека. При этом он подчеркнул, что такая норма вводится в закон в целях профилактики правонарушений.
«Мы собираемся запретить ношение одежды, которые не позволяют идентифицировать человека. В ходе подготовке этих норм изучалось мнение граждан, представителей НПО, госорганов, экспертов. Большое внимание было уделено применению международного опыта. В результате эксперты пришли к тому, что безопасность граждан требует введение таких мер. На самом деле – это не касается напрямую религиозных вопросов, это действительно вопрос общественной безопасности», - отметил Ермекбаев.
Проектом закона также предлагаются нормы, которые позволяют регулировать получение духовного образования за рубежом, участие госслужащих в религиозной деятельности. Вводятся функции местных исполнительных органов по мониторингу религиозной ситуации.
Помимо этого, как отметил глава ведомства, отдельные поправки связаны с недопущением совершения обрядов «неке кию» вне культовых зданий, обеспечением финансовой прозрачности религиозных объединений, повышением защищенности несовершеннолетних от незаконного вовлечения в религиозную деятельность.
«В целом все нормы законопроекта призваны обеспечить эффективность работы по укреплению стабильности в религиозной сфере. Эти приоритеты равнозначно стоят как для государства, так и религиозных объединений», - отметил Нурлан Ермекбаев.