Почему растут цены на бензин - эксперт
Бензин в Казахстане стоит дешевле сырой нефти.
Почему цены на бензин и энергоносители продолжат расти в Казахстане, рассказал на брифинге эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдельдинов, передает BaigeNews.kz.
"Текущее повышение цен совпало с ростом мировых цен на нефть, из-за чего сложилось неверное мнение: мол, вот мировые цены выросли, а вы поднимаете нам цены на бензин. Это не так. Цены при рыночной экономике должны были вырасти еще год назад, но этого не произошло, несмотря на рост акцизов на переработку с января 2020 года из-за спада потребления. Мировые цены на нефть упали в три раза, значит, в Казахстане они тоже должны упасть в три раза. Цены на внутреннем рынке давно являются по сути "дотационными", и они существенно ниже мировых", - пояснил Байдельдинов.
Эксперт пояснил, из чего складывается цена на бензин. Есть себестоимость добычи нефти – ее добывают нефтедобывающие компании, транспортировка нефти до НПЗ, переработка нефти.
"Также готовые нефтепродукты нужно доставить до сетей АЗС. И, естественно, есть расходы самих АЗС. К слову, маржа, чистая прибыль розничных сетей АЗС раньше составляла 3-5 тенге, сейчас она в районе 1-3 тенге за литр. Все мы видим мировые котировки, фьючерсы цен на нефть, к примеру, сорта Brent. Это эталонный сорт нефти. Наша нефть, как и многие другие виды, торгуется с дисконтом, скидкой к этой цифре из-за разного качества и других экономических причин. Средний дисконт около 3 долларов за баррель", - напомнил спикер.
Сегодня мировая цена сложилась на уровне 67 долларов, а казахстанская нефть покупается по цене около 64 долларов, или 27 200 тенге за баррель. В одном барреле округленно 160 литров - это мера объема. Разделим 27 200 на 160 и получим 170 тенге. Эта мировая цена 1 литра нефти. Теперь вспомним текущую цену на бензин в Казахстане – около 160 тенге.
"То есть, бензин в Казахстане стоит дешевле стоимости просто сырой нефти. В настоящее время нефтедобывающие компании поставляют сырую нефть на внутренний рынок по цене около 100 тысяч тенге за тонну – это 235 долларов, или около 32 долларов за баррель, или примерно 86 тенге за 1 литр. Это в два раза ниже мировых цен", - отметил Олжас Байдельдинов.
Он заявил, что отечественный рынок ГСМ всегда был и остается социально ориентированным.
"Почему цены не росли в прошлом году? Министерством нацэкономики был повышен акциз на переработку, цены должны были вырасти в начале прошлого года, но пандемия отразилась на спросе, поэтому мы и не увидели роста, а затем снижения цен. Для нас цены розничные не изменились. Почему они растут сейчас? Текущие цены ниже себестоимости уже длительное время. И курс тенге к доллару здесь как "эффект бабочки". Чем ниже будет курс – тем выше будет цена на бензин. Себестоимость продукции растет вместе со снижением курса. Дороже добывать нефть, дороже оборудование, растут тарифы КТЖ на перевозку, растет себестоимость переработки и из-за удорожания материалов, расходников, и из-за валютных кредитов на модернизацию НПЗ", - говорит эксперт.
Олжас Байдельдинов напомнил, что есть также важный фактор в виде ЕАЭС. Страны-участницы должны перейти к равнодоходным ценам на внутреннем рынке на нефть, нефтепродукты и газ.
"Что это означает? Ценообразование будет исходить из принципа "мировая цена минус транспортировка и пошлины". То есть, наши цены будут приближаться к мировым. Но это не только ЕАЭС, это и требования ВТО, Всемирной торговой организации. Что они говорят? Если в вашей стране субсидируемые или регулируемые цен на энергоносители – вы создаете неравные условия конкуренции по отношению к другим странам. Кстати, во соседних странах высокие цены на бензин, и наши с вами нефтепродукты перетекают в другие страны", - отметил спикер.
Таким образом, рост цен на бензин, дизель, газ, электроэнергию – это часть мировой тенденции, подытожил Олжас Байдельдинов.