Отменить решения вокруг рейдерского захвата ж/д подъездных путей требует депутат
Мажилисмен Азат Перуашев поднял вопрос об отмене судебных и иных решений, связанных с рейдерским захватом железнодорожных подъездных путей у их прежних законных собственников, передаёт BaigeNews.kz. Депутатский запрос он направил на имя премьер-министра, генерального прокурора, главы Агентства по защите и развитию конкуренции, передаёт BaigeNews.kz.
24 марта при Правительстве создали комиссию по демонополизации экономики страны. В рамках её работы будут рассматривать вопросы передачи в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиа и в других отраслях.
Азат Перуашев считает это решение давно назревшим, и даже "перезревшим".
"Депутатские запросы о фактах незаконной монополизации экономики ранее неоднократно направлялись нашей фракцией, но до сих пор такие обращения годами натыкались на безразличие и фактическое попустительство олигополиям со стороны и антимонопольных, и правоохранительных, и судебных органов. Так, с 2017 года нами неоднократно направлялись депутатские запросы о беспределе в сфере железнодорожных подъездных путей. Но в ответ приходили отписки. Что говорить, если госорганы саботировали даже прямое поручение президента по этому же вопросу, данное им 26 января 2021 года. И лишь после повторного поднятия президентом данной проблемы в мажилисе парламента 11 января текущего года (после январских событий), начались какие-то движения", — сказал Азат Перуашев на пленарном заседании мажилиса.
По очередному запросу фракции "Ак жол" от 26 января 2022 года поступил ответ генерального прокурора о том, что возбуждены уголовные дела в отношении ответственных чиновников. Кроме того, антимонопольное ведомство сообщило, что тарифы монополистов снижены на 90-95 процентов.
"Это, конечно, радует, но такой подход не решает проблему. Ведь ничто не мешает монополистам, как только шум вокруг них уляжется, вновь поднять тарифы на те же 95 процентов или даже больше. Весь предыдущий опыт показывает, что чиновники умеют быть глухими и годами не замечать таких манипуляций. Поэтому в запросе от 26 января 2022 года мы требовали не просто снизить тарифы, а изучить законность приобретения подъездных путей нынешними монополистами и передать их самим эксплуатантам, то есть тем предприятиям, которые на этих путях и работают. Мы приводили конкретные примеры сомнительности правообладания этих путей конкретными монополистами", — отметил он.
По его словам, в ответе антимонопольного ведомства эта информация нашла подтверждение. АО "ЦТС" действительно приобрело в 2015 году 318 путей за 1,7 миллиарда тенге, а в настоящее время каким-то образом и безо всяких торгов оказалось собственником уже 705 путей. При этом утверждается, что якобы "фактов нарушений не установлено".
"Фракция "Ак жол" не может согласиться с таким ответом. В запросах мы доказывали, что значительная часть этих путей была захвачена рейдерским путём через несправедливые судебные решения, противодействие КТЖ, а иногда и просто путём перерегистрации чужой собственности без ведома законных владельцев. В почте "Ак жола" имеются множество подобных обращений, когда АО "ЦТС" и другие монополисты забирали у предприятий их собственные тупики и заставляли платить многомиллионные суммы за проход вагонов по их же территории. Только за последний месяц поступили такие обращения от ТОО "Астык коймалары", ТОО "Союз-сервис", ТОО "Экон Энерджи", ТОО "Павлодарская нива" и других из самых разных регионов. Таких обращений более чем достаточно. Мы направляли эти обращения в госорганы, но чиновники даже сегодня их не видят в упор", — сказал депутат.
У него вызывает вопросы заявленная цель комиссии по демонополизации — вернуть необоснованно приватизированные объекты в госсобственность. Такой подход, по его мнению, не учитывает многолетнюю практику рейдерства, когда олигополии незаконно, используя коррупционные механизмы, захватывали железнодорожные пути не только у государства, но и у частных предприятий.
"Без решения этой проблемы, без восстановления справедливости решения комиссии будут неполноценными, предприниматели и производители так и останутся платить монополистам за собственные пути и закладывать эти расходы в себестоимость товаров, раскручивая инфляцию. В этой связи депутатская фракция ДПК "Ак жол" требует в рамках работы комиссии по демонополизации экономики не только отменить незаконную приватизацию объектов у государства, но и поднять вопрос об отмене судебных и иных решений, связанных с рейдерскими захватами железнодорожных путей у их прежних законных собственников", — сказал Азат Перуашев.
Он предложил комиссии принимать заявления от предприятий по фактам рейдерства со стороны монополистов, а Генеральной прокуратуре — рассмотреть вопрос о внесении протестов в Верховный суд, министерство юстиции и КТЖ для отмены незаконных решений.