Около 700 водителей автобусов не хватает в Нур-Султане
"Астана LRT" открыла автошколу по обучению водителей на права всех категорий, в том числе D.
Автошкола, обучающая водителей на права всех категорий, в том числе D, открылась на базе Центра квалификации специалистов транспорта ТОО "Астана LRT". О том, как работает эта школа, о дефиците водителей автобусов в интервью корреспонденту BNews.kz рассказал директор данного центра Женис Жалбыр.
"Сейчас введем набор, в связи с тем, что изучили рынок — требуются водители. Если раньше средний возраст был от 30-40 лет, то теперь, водители старше 35 лет. Это говорит о том, что профессия становится немного непопулярной. На права категории D люди идут с небольшой охотой. Потому что понимают, что здесь тяжелый физический труд, ответственность большая", — сказал Ж.Жалбыр.
Также как напомнил Жалбыр, сегодня в столице работает 8 автобусных парков, обслуживаются 88 маршрутов в городе, трудятся на них 1703 водителя. При этом, он отметил, что многие водители перерабатывают.
"Некоторые выходы на маршрут должны быть с 6 утра, фактически водитель должен с парка после пяти утра выехать. Однако до этого он должен пройти предсменный техосмотр, медосмотр, получить наряд и уже двигаться дальше на линию согласно своему графику. По факту, он проработает, как минимум 10 часов, при этом в учёт его рабочего времени не идёт то время, когда он проходит техосмотр, либо проходит предсменный медосмотр, либо сдают смену. Эти моменты не всегда могут быть учтены работодателем. Поэтому мы говорим о дефиците водителей", — подчеркнул Жалбыр.
По его словам, необходимо создать водителям условия, соответственно, чтобы работодатель в обязательном порядке обеспечивал оптимальный режим труда и отдыха водителя.
"По нашим данным, не хватает ещё порядка 700 водителей. Но мы берем картину в идеале, когда на один автобус приходится, как минимум по 3 водителя, а сейчас расчетная цифра 2-2,5 человека", — продолжил Жалбыр.
Также Жалбыр ответил на вопрос о зарплате водителей автобусов.
"В среднем, зарплата от 250 тысяч где-то на руки, где-то начислением. У всех автопарков по-разному. Это зависит от работодателя. Не стоит забывать, что водитель, в среднем, перевозит в день до 1000 пассажиров — это огромная эмоциональная, психологическая нагрузка. Сколько человек могут тебе нечаянно сказать такое, что ты потом целый день сидишь переживаешь. При этом на линию водители выезжают с хорошим позитивным настроем, они понимают, что их функциональные обязанности требуют предельной внимательности, реакции на все происходящие события", — сказал глава Центра квалификации.
Как напомнил директор, автошкола, обучает водителей на права всех категорий, в том числе D. Водительское удостоверение данной категории позволяет управлять пассажирскими автобусами и выдается лицам, не имеющим медицинских противопоказаний, достигшим возраста 25 лет.
"Можно претендовать на категорию D, если уже имеете трёхлетний водительский стаж. Например, вы получили права в 18 лет, то на категорию D, вы сможете претендовать в 21 год. При этом, вы получите категорию D-1, которая даст вам право ещё три года водить пассажирский транспорт, вместимость которого составляет до 16 человек (например — на ГАЗели). Далее, после того, как у вас уже есть трёхлетний опыт в категории D-1, вы имеете право претендовать на категорию D. Если вы подтвердите свою квалификацию, вы можете водить городской пассажирский транспорт. Соответственно, водитель должен быть не младше 24 лет", — рассказал Ж.Жалбыр.
Кроме того, он рассказал, что женщины также работают водителями в различных автопарках, но их не так много. По последним данным, около 10 человек на восемь автопарков.
"В целом, мы очень приветствуем женщин-водителей, они сосредоточено подходят к делу, плавно водят, не грубят, деликатно ведут себя за рулем. Но не стоит забывать, что работа сложная, это тяжелый физический труд", — отметил Ж.Жалбыр.
Также директор Центра квалификации рассказал, что присутствует и текучесть кадров.
"Текучесть кадров имеется, но кадры уходят в том числе туда, где закупаются новые автобусы. Например, сейчас в Алматы, в Шымкенте идёт большое обновление подвижного состава. Они здесь набираются опыта, туда уходят, как передовики производства. Занимают уже повыше должность — начальниками колонн, главными механиками, инженерами. У них есть рост, потому что они приехали со столицы. Сейчас весь Казахстан опыт цифровизации, обновления подвижного состава перенимает из Нур-Султана", — продолжил Жалбыр.
В ходе интервью Ж.Жалбыр сообщил, что на службу iKomek 109, приходят сообщения, которые касаются, в том числе, работы водителей.
«Они получают обратную связь о нашей деятельности. Например, есть жалобы на некорректное поведение водителей. Некорректное поведение складывается из того, что человек эмоционально перезагружен в определенный момент. С такими людьми мы работаем отдельно, их вызывают к психологам в автопарке, совет безопасности, далее направляют в Центр квалификации для того, чтобы уже мы поработали с ними здесь. В месяц имеется порядка 100 жалоб на некорректное поведение. По каждому случаю разбирается департамент транспортного контроля. Ведь есть установленные видеокамеры, гаджеты. Вызываются жалобщик, водитель, проводится расследование. Если этот действительно был и другие подтверждают, то конечно, принимаются меры. Иногда и наши пассажиры перегибают палку, где-то 20-30 процентов жалоб не подтверждается. В любом случае, мы работаем над всеми этими фактами", — резюмировал руководитель Центра.
Кроме того, он рассказал подробнее о самой автошколе, которая обучает, в том числе, водителей автобусов. По словам Ж.Жалбыра, занятия проходят с 9 утра до 17.30. Во время курса водители проходят психофизиологическое тестирование, их проверяют на стрессоустойчивость, скорость реакции. Кроме того, учатся оказывать первую медпомощи в различных ситуациях.
"Программа 40 часовая, то есть 5 учебных дней. Они занимаются, в том числе, эко-драйвингом, то есть, экологическим вождением — плавно трогаться, плавно везти транспортное средство, припарковаться так, чтобы не доставлять неудобства пассажирам, которые едут в автобусе. Кроме того, осваивается безаварийное движение, неукоснительное соблюдение ПДД, с учетом специфики города. В столице есть автобусная полоса более 75 километров, камеры, город является очень большим административным центром, в котором проходят события международного масштаба, при этом водители должны знать специфику передвижения", — сказал представитель Женис Жалбыр.
Также Ж.Жалбыр рассказал про стоимость курса.
"Курсы не бесплатные. Оплачивают либо сами водители, либо автопарк. Цена - порядка 13 тысяч тенге за 5 дней обучения, по результатам окончания курса он получает сертификат", — отметил руководитель Центра квалификации специалистов транспорта.