16 Июня 2022, 11:56
Фото: primeminister.kz
"Очень странная солянка". Что думают эксперты об уроках патриотизма в школах
Как в школах Казахстана будут преподавать новый предмет "Патриотизм и глобальные компетенции", рассказали в МОН РК, передаёт BaigeNews.kz.
О том, что новый предмет появится в школах в новом учебном году, сообщила президент Национальной академии образования имени Ыбрая Алтынсарина Мадина Тыныбаева. Преподавать его будут, начиная с 5 класса.
На официальный запрос BaigeNews.kz в Министерстве просвещения ответили, что курс "Глобальные компетенции" направлен на развитие личности ребёнка - социально активного, критически мыслящего и владеющего навыками коммуникации.
По данным профильного ведомства, в этом курсе есть важное преимущество. Он будет направлен на реализацию инициатив и проектов самих учеников (социальных, творческих, экологических) и развитие исследовательской деятельности школьников.
Курс будет состоять из следующих модулей: основы финансовой грамотности и предпринимательства; гражданственность; добропорядочность и этика; экологическая культура; критическое мышление; светскость и основы религиоведения; медиаграмотность.
На вопрос о том, кто будет вести этот предмет, в министерстве ответили, что преподавать курс смогут сертифицированные педагоги, которые прошли специальные курсы повышения квалификации в рамках каждого модуля. Также в настоящее время разрабатывается методический материал для педагогов по каждому из модулей курса.
По планам ведомства, в рамках курса у обучающихся должны сформироваться ключевые компетенции: управление собой, работа с информацией, креативное и критическое мышление, эстетика и эмоциональность, коммуникация.
В обществе сложилось неоднозначное мнение относительно того, нужен ли школьникам такой предмет.
Депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова считает, что введение уроков патриотизма - это очень спорный момент.
"Когда МОН вдруг неожиданно начинает предлагать такие вещи, которые ни с кем не обсуждались, нигде не рассматривались, и вдруг кому-то пришла эта идея, она может быть и светлая, но неожиданная. Поэтому она не может быть без сомнения очень хорошей", - сказала Смирнова.
По её мнению, все модули, которые перечисляются в составе предмета, не имеют никакого отношения к патриотизму. Она называет этот предмет "очень странной солянкой".
"Там и религиоведение, предпринимательство, финансовая грамотность, и другие вопросы. Во-первых, очень сомнительно, что этот предмет можно вести одному педагогу. Подготовки по этому предмету практически ни у какого преподавателя сегодня нет", - считает Ирина Смирнова.
Она отмечает, что, к примеру, вопрос религиоведения всегда под большим вниманием методической службы и службы информации общественного развития.
"Сейчас он будет находиться в составе финансовой грамотности и предпринимательства, и других вещей, которые вообще с ним никак не связаны. Поэтому понять, что движет людьми в создании этого предмета, мне просто не представляется возможным", - добавила она.
Однако Ирина Смирнова уверена, что все составные части этого предмета очень ценны по отдельности, но их нужно вносить в состав других предметов.
Депутат мажилиса парламента РК Гульдара Нурумова напротив считает, что прививать и воспитывать в детях патриотизм, развивать у них чувство гражданственности, а отсюда и ответственности, необходимо как в семье, так и в учебных заведениях, и это должно иметь государственное значение.
"Те изменения в социально-экономической и политической сферах жизни общества, к сожалению, привели к снижению уровня духовных ценностей. Поэтому начинать работу по формированию ценностных ориентаций детей нужно в детские годы в семье, продолжать в школьные годы и в образовательных учреждениях", - говорит она.
По её мнению, патриотизм воспитывается не только за школьной партой, и возможностей у такого воспитания много.
"Это и походы всем классом, где можно изучать природу родного края, живые уроки в экспозициях музея, а иногда даже возможность заглянуть в их фонды, и узнать об ежедневном труде хранителей музея, реставраторов. Возможность сходить на предприятие, где пекут хлеб, изготавливают предметы быта, обихода", - считает эксперт.
Гульдара Нурумова отмечает, что эти уроки не должны быть разовыми, а должны проводиться систематически.
"Они должны быть направлены на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за её будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и единство", - говорит эксперт.
По данным Министерства просвещения, в настоящее время разрабатывается методический материал, который будет представлять из себя руководство для педагогов каждому из модулей курса "Глобальные компетенции".
О том, что новый предмет появится в школах в новом учебном году, сообщила президент Национальной академии образования имени Ыбрая Алтынсарина Мадина Тыныбаева. Преподавать его будут, начиная с 5 класса.
На официальный запрос BaigeNews.kz в Министерстве просвещения ответили, что курс "Глобальные компетенции" направлен на развитие личности ребёнка - социально активного, критически мыслящего и владеющего навыками коммуникации.
Из чего состоит курс и кто будет преподавать?
По данным профильного ведомства, в этом курсе есть важное преимущество. Он будет направлен на реализацию инициатив и проектов самих учеников (социальных, творческих, экологических) и развитие исследовательской деятельности школьников.
Курс будет состоять из следующих модулей: основы финансовой грамотности и предпринимательства; гражданственность; добропорядочность и этика; экологическая культура; критическое мышление; светскость и основы религиоведения; медиаграмотность.
На вопрос о том, кто будет вести этот предмет, в министерстве ответили, что преподавать курс смогут сертифицированные педагоги, которые прошли специальные курсы повышения квалификации в рамках каждого модуля. Также в настоящее время разрабатывается методический материал для педагогов по каждому из модулей курса.
По планам ведомства, в рамках курса у обучающихся должны сформироваться ключевые компетенции: управление собой, работа с информацией, креативное и критическое мышление, эстетика и эмоциональность, коммуникация.
"Солянка" или воспитание патриотизма?
В обществе сложилось неоднозначное мнение относительно того, нужен ли школьникам такой предмет.
Депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова считает, что введение уроков патриотизма - это очень спорный момент.
"Когда МОН вдруг неожиданно начинает предлагать такие вещи, которые ни с кем не обсуждались, нигде не рассматривались, и вдруг кому-то пришла эта идея, она может быть и светлая, но неожиданная. Поэтому она не может быть без сомнения очень хорошей", - сказала Смирнова.
По её мнению, все модули, которые перечисляются в составе предмета, не имеют никакого отношения к патриотизму. Она называет этот предмет "очень странной солянкой".
"Там и религиоведение, предпринимательство, финансовая грамотность, и другие вопросы. Во-первых, очень сомнительно, что этот предмет можно вести одному педагогу. Подготовки по этому предмету практически ни у какого преподавателя сегодня нет", - считает Ирина Смирнова.
Она отмечает, что, к примеру, вопрос религиоведения всегда под большим вниманием методической службы и службы информации общественного развития.
"Сейчас он будет находиться в составе финансовой грамотности и предпринимательства, и других вещей, которые вообще с ним никак не связаны. Поэтому понять, что движет людьми в создании этого предмета, мне просто не представляется возможным", - добавила она.
Однако Ирина Смирнова уверена, что все составные части этого предмета очень ценны по отдельности, но их нужно вносить в состав других предметов.
Депутат мажилиса парламента РК Гульдара Нурумова напротив считает, что прививать и воспитывать в детях патриотизм, развивать у них чувство гражданственности, а отсюда и ответственности, необходимо как в семье, так и в учебных заведениях, и это должно иметь государственное значение.
"Те изменения в социально-экономической и политической сферах жизни общества, к сожалению, привели к снижению уровня духовных ценностей. Поэтому начинать работу по формированию ценностных ориентаций детей нужно в детские годы в семье, продолжать в школьные годы и в образовательных учреждениях", - говорит она.
По её мнению, патриотизм воспитывается не только за школьной партой, и возможностей у такого воспитания много.
"Это и походы всем классом, где можно изучать природу родного края, живые уроки в экспозициях музея, а иногда даже возможность заглянуть в их фонды, и узнать об ежедневном труде хранителей музея, реставраторов. Возможность сходить на предприятие, где пекут хлеб, изготавливают предметы быта, обихода", - считает эксперт.
Гульдара Нурумова отмечает, что эти уроки не должны быть разовыми, а должны проводиться систематически.
"Они должны быть направлены на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за её будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и единство", - говорит эксперт.
По данным Министерства просвещения, в настоящее время разрабатывается методический материал, который будет представлять из себя руководство для педагогов каждому из модулей курса "Глобальные компетенции".
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!