28 Апреля 2021, 12:29
Фото: Иллюстративное: inform.kz.
Об утечке специалистов из Казахстана высказался депутат Милютин
Депутат перечислил ряд причин оттока населения.
Депутатов беспокоит ситуация с утечкой специалистов из Казахстана в 2020 году. Депутат Мажилиса Александр Милютин озвучил запрос на имя заместителя Премьер-министра РК Ералы Тугжанова, передает BaigeNews.kz.
"Если годом ранее доля высококвалифицированных специалистов в общей статистике эмигрантов составляла 50,6 процента, то в 2020 году, несмотря на пандемию и ограничения передвижения, этот показатель достиг 54,3 процента. При этом Казахстан покинуло втрое больше медиков, в четыре раза больше педагогов, в пять раз больше технических специалистов, чем в предшествующем 2019 году. А также отток молодежи из страны, масштаб которого сейчас близок к критическому", - сказал депутат в ходе заседания Мажилиса.
По мнению мажилисмена, одна из причин в том, что в Казахстане учебные планы заочных и дистанционных программ до 2019 года были урезаны до 65 процентов материала очного образования, а с 1 января 2019 года заочная форма образования и вовсе приостановлена.
"И это при том, что в нашей стране практически нет возможности получать высшее образование по дистанционным технологиям, тогда как российские вузы широко предлагают такие программы обучения," - отметил Милютин.
Другой причиной, по словам депутата Милютина, является то, что абитуриенты из Казахстана имеют условия и возможности для поступления на бесплатное обучение наравне с россиянами, а выбор специальностей в России значительно больше.
"И, наконец, самой главной причиной, на наш взгляд, является то, что в России вероятность трудоустройства выпускников выше. Более половины казахстанских выпускников вузов не могут найти хоть какую-то работу, не говоря уж о работе по специальности. По той причине, что у нас, во-первых, слабо мониторится рынок труда, вследствие чего по специальности не могут трудоустроиться даже выпускники, обучившиеся по программе "Болашак"; во-вторых, образование в наших вузах, в отличие от зарубежных, недостаточно ориентировано на выработку практических навыков, позволяющих выпускнику сразу включиться в рабочий процесс", - подчеркнул депутат.
Немаловажными факторами он назвал вопросы доступности ипотеки, детских образовательных учреждений для молодых семей, а также наличие материнского капитала, программ поддержки семьи, которые есть в других странах и отсутствуют в Казахстане.
"Просим сообщить о мерах, принимаемых Правительством для решения проблем, поднятых выше, а также о повышении конкурентоспособности вузов страны, доступности, качества и эффективности высшего образования в Казахстане, трудоустройству после окончания вуза, эффективному использованию их знаний, в экономике страны, а также о планируемых мерах по стимулированию заинтересованности обучающейся в других странах молодежи к возвращению в Казахстан", - добавил он.
Отметим, также в ходе заседания депутат Снежанна Имашева высказалась о необходимости доработать приложение Ashyq. Подробнее здесь.
"Если годом ранее доля высококвалифицированных специалистов в общей статистике эмигрантов составляла 50,6 процента, то в 2020 году, несмотря на пандемию и ограничения передвижения, этот показатель достиг 54,3 процента. При этом Казахстан покинуло втрое больше медиков, в четыре раза больше педагогов, в пять раз больше технических специалистов, чем в предшествующем 2019 году. А также отток молодежи из страны, масштаб которого сейчас близок к критическому", - сказал депутат в ходе заседания Мажилиса.
Кроме того, депутат перечислил ряд причин оттока населения.
"Эксперты называют причины - это продолжение снижения уровня человеческого капитала, качества жизни казахстанцев, уверенности в завтрашнем дне и отсутствие доступного образования в стране. Десятки тысяч молодых людей покидают Казахстан, уезжают на учебу за границу, особенно в Россию, где учится 60 процентов от числа всех студентов нашей страны, обучающихся за рубежом, и часто остаются там навсегда. Особенно тревожит то, что непопулярность получения высшего образования в Казахстане не связана с этносом или языком, о чем свидетельствует тот факт, что среди тех, кто обучается в России и других странах и намерены остаться там, немалая доля этнических казахов", - сказал он.
По мнению мажилисмена, одна из причин в том, что в Казахстане учебные планы заочных и дистанционных программ до 2019 года были урезаны до 65 процентов материала очного образования, а с 1 января 2019 года заочная форма образования и вовсе приостановлена.
"И это при том, что в нашей стране практически нет возможности получать высшее образование по дистанционным технологиям, тогда как российские вузы широко предлагают такие программы обучения," - отметил Милютин.
Другой причиной, по словам депутата Милютина, является то, что абитуриенты из Казахстана имеют условия и возможности для поступления на бесплатное обучение наравне с россиянами, а выбор специальностей в России значительно больше.
"И, наконец, самой главной причиной, на наш взгляд, является то, что в России вероятность трудоустройства выпускников выше. Более половины казахстанских выпускников вузов не могут найти хоть какую-то работу, не говоря уж о работе по специальности. По той причине, что у нас, во-первых, слабо мониторится рынок труда, вследствие чего по специальности не могут трудоустроиться даже выпускники, обучившиеся по программе "Болашак"; во-вторых, образование в наших вузах, в отличие от зарубежных, недостаточно ориентировано на выработку практических навыков, позволяющих выпускнику сразу включиться в рабочий процесс", - подчеркнул депутат.
Немаловажными факторами он назвал вопросы доступности ипотеки, детских образовательных учреждений для молодых семей, а также наличие материнского капитала, программ поддержки семьи, которые есть в других странах и отсутствуют в Казахстане.
"Просим сообщить о мерах, принимаемых Правительством для решения проблем, поднятых выше, а также о повышении конкурентоспособности вузов страны, доступности, качества и эффективности высшего образования в Казахстане, трудоустройству после окончания вуза, эффективному использованию их знаний, в экономике страны, а также о планируемых мерах по стимулированию заинтересованности обучающейся в других странах молодежи к возвращению в Казахстан", - добавил он.
Отметим, также в ходе заседания депутат Снежанна Имашева высказалась о необходимости доработать приложение Ashyq. Подробнее здесь.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!