29 Июля 2021, 10:00 Фото: BaigeNews.kz/ Дархан Нурумбетова

Нур-Султан - Павлодар. Трасса за миллиарды и длинною в годы

Нацкомпания "КазАвтоЖол" судится с подрядчиком ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары".

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития наиболее проблемным участком дороги в Казахстане остается "Астана-Ерейментау-Шидерты". Это 24 километра испытаний для водителей, которые длятся несколько лет. Реконструкция участка никак не завершится из-за судебных тяжб с подрядчиком. Однако на днях выяснилось, что за дорогу, наконец, возьмутся. Вот только ремонтировать ее будут не за счет компании, а за счет бюджета. Подробности сложившихся обстоятельств решил выяснить корреспондент BaigeNews.kz.

Участок реконструкции дороги республиканского значения "Астана-Ерейментау-Шидерты" (км 235-259) по коридору Центр-Восток "Астана-Павлодар-Калбатау-Усть-Каменогорск" пролегает по территории Павлодарской области между селом Торткудук и поселком Шидерты.


"В 2017 году на этом участке работала иранская компания, но с ними расторгли договор и снова провели конкурс. Тогда и выиграло ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары". Они выполнили 90 процентов работ и уже на завершающей стадии заявили, что, якобы им не хватает средств", – вспоминает руководитель филиала АО "НК КазАвтоЖол" в Павлодарской области Акылбек Кабылдин.

Стоимость проекта изначально оценили 12,6 миллиарда тенге. Договор с ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары" заключили на 8,9 миллиарда тенге. По факту за выполненный объем компании было выплачено 8,3 миллиарда тенге.

Оставшийся объем строительства: установка барьерных и снегозащитных ограждений, дорожных знаков, сигнальных столбиков, прокладка тротуаров и разметка проезжей части компания так и не выполнила. Кроме этого "Ақмола Құрылыс Материалдары" должны были устранить дефекты на асфальтовом покрытии.

"В компании сослались на то, что смета устарела и необходимо ее пересчитать. Что стало причиной обращения их в суд на нас в 2019 году", - пояснил Акылбек Кабылдин.


Решением СМЭС Павлодарской области иск подрядчика был удовлетворен. Нацкомпанию обязали внести изменения в проектно-сметную документацию из-за удорожания стоимости работ. Как сообщили в МИИР, тогда участок законсервировали, провели аудиторскую проверку, по итогам которой выдано заключение о целевом использовании бюджетных средств. Далее, вопрос корректировки был вынесен и удовлетворен решением Республиканской бюджетной комиссии. Автор проекта уже было провел корректировку сметы как в дело вмешались органы прокуратуры, подав на апелляцию. Но и в суде второй инстанции выиграл подрядчик.

ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары" существует на рынке 24 года и производит строительные материалы, а также участвует в тендерах на строительство и ремонт дорог. Из сайта kase.kz стало известно, что в столице компания возвела три жилых комплекса: "Кахарман", "Отандастар", "Сəтті". А вот так выглядят налоговые отчисления компании:


Возможно компании удалось бы получить больше бюджетных средств за остаток работы, если бы не Генеральная прокуратура, которая обратилась в Верховный Суд.

В августе 2020 года Верховный Суд отменил решение второй инстанции и удовлетворил апелляционную жалобу Генерального прокурора о нецелесообразности внесения изменений в ПСД. Акт о консервации участка был аннулирован, а подрядчику направлено уведомление о проведении строительных работ на оставшуюся сумму.


В Мининдустрии пояснили, что из-за неисполнения договорных обязательств, в частности, отсутствия динамики по завершению остаточных работ на транспортной развязке к селу Бозшаколь, съезда с основной трассы на "ГОК Бозшаколь" в мае 2021 года АО "НК "КазАвтоЖол" в одностороннем порядке расторг договор с ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары".


"Мы подождали буквально полгода, но поняли, что работать подрядчик не собирается. Тогда нам пришлось расторгнуть договор в одностороннем порядке и как филиал подать на компанию три иска в суд", – рассказал Акылбек Кабылдин.

Теперь "КазАвтоЖол" просит суд взыскать сумму неотработанного аванса в 288 миллиона тенге, взыскать сумму по дорожно-строительным материалам в 489 миллионов тенге, а также признать ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары" недобросовестным поставщиком с занесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Пока суд не вынес своего решения, на многострадальном участке все же решили провести средний ремонт. Вот только за счет бюджетных средств. Нового подрядчика будут определять посредством госзакупок. Точная сумма пока неизвестна, но известны примерные сроки сдачи объекта.


Сделать средний ремонт на многострадальном участке в 24 километра планируют до ноября. В этом году трасса Нур-Султан - Павлодар станет платной. Но за проблемный участок обещают не взимать оплату.

"Машина, которая проезжает от Нур-Султана до Павлодара платит определенную сумму за минусом этих 24 километров. Платность еще не внедрена, и я не знают, когда ее внедрят. В августе должны. После ремонта, когда участок будет соответствовать всем параметрам первой категории, его сразу включат в реестр платных дорог", – пояснил Акылбек Кабылдин.

Напомним, что на сегодняшний день в республике функционируют всего 4 платных участков общей протяженности 682 километра, из них:

- "Нур-Султан - Щучинск" (211 км) введен в 2013 г.

- "Нур-Султан - Темиртау" (134 км) введен в 2019 г.

- "Алматы - Хоргос" (295 км) введен в 2019 г.

- "Алматы - Капшагай" (42 км) введен в 2019 г.


В материале использованы фото автора





Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!