Новую систему госзакупок предлагает создать Минфин
Новый подход позволит оптимизировать госсредства, усилить конкуренцию между поставщиками и качество закупаемых товаров и услуг.
Централизованную службу закупок на каждом уровне госбюджета, кроме местного самоуправления, которая аккумулирует все основные госзакупки, предлагает создать Министерство финансов РК. Об этом сообщил директор департамента законодательства в сфере госзакупок Минфина Сабит Ахметов в ходе публичных слушаний по обсуждению поправок по вопросам госзакупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора, передает корреспондент BNews.kz.
«Все заказчики, которые попадают под централизованные закупки, будут подавать заявку и единый организатор госзакупок, централизованный госорган, будет сводить заявки и публиковать закупки. Мы создаем единого организатора на трёх уровнях: Минфин, на областном уровне - это областные акиматы с специальным управлением госзакупок, на районном уровне будут отделы госзакупок, которые будут проводить централизованные единые закупки. Сейчас законопроект находится на согласовании в госорганах. В ближайшее время мы внесём его в Правительство. Потом после согласования с Правительством и Администрацией Президента он будет внесён в Мажилис. В парламенте он будет рассматриваться как минимум полгода, поэтому мы предполагаем второе полугодие 2018 года», - заявил он.
Ахметов подчеркнул, что закупки будут централизованы только по конкретному перечню товаров и услуг.
«Как правило, это стандартные товары, это бумага, канцелярские товары, служебный автотранспорт, мебель и предложение их распределить по месту поставки. Это будет один лот и один поставщик. И у всех будет единый стандартный товар и срок эксплуатации будет одинаковый. Это, в первую очередь, направлено на экономию средств, оптимизацию и качество», - уточнил спикер.
По его словам, у Казахстана есть возможность установить дополнительные требования к поставщикам услуг по наличию производственной базы и мощности. Данная норма может включить конкретные пункты по несоответствию поставщика в предоставлении услуги.
«У нас есть три основания признания поставщика недобросовестным: это предоставление недостоверных сведений, уклонение от заключения договора и ненадлежащие исполнение договорных обязательств. Поэтому, если заказчик не обращается своевременно в суд, то такие заказчики привлекаются к административной ответственности», - сказал он.
По словам Сабита Ахметова, поправки в законопроект позволят оптимизировать государственные средства, усилить конкуренцию между поставщиками и качество закупаемых товаров и услуг.
«Мы должны понимать, что у нас есть два главных принципа в госзакупках. Первое это оптимальное, эффективное расходование бюджетных средств, то есть за определённую сумму получить качественный товар. Второй принцип - это равный доступ и конкуренция. Мелкие компании могут быть не конкурентоспособными по крупным лотам. Мы затрачиваем государственные средства, и мы не должны ради мелких поставщиков это учитывать. Нет, мы должны всё-таки баланс выдерживать, но для нас самое важное сейчас качество», - пояснил он.
Между прочем, качество, как определил Ахметов, страдает из-за необоснованного количества участников госзакупок.
«В новом законопроекте мы усиливаем требования к участникам в части добросовестности, квалификации, поэтому акцент делаем больше на качество. Что касается заточки, когда конкурсная документация сразу прописывается под конкретного поставщика… Чтобы такого не происходило, в новом законопроекте мы предусмотрели такое понятие как «предварительное обсуждение конкурсной документации», то есть предварительное обсуждение технической спецификации. Для этого мы выделили 10 рабочих дней, пять рабочих дней для ознакомления участником и остальные пять дней для подачи замечаний. На сегодня порядка 80% всех замечаний на техническую спецификации удовлетворяются заказчиками. Предварительное обсуждение позволит устранить замечания», - продолжил он.
Ахметов также пояснил, что в новом законопроекте предлагается кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в квазигосударственном секторе.
«На сегодняшний день нацкомпании закупаются по своим правилам, каждый себе утверждает правила и проводит закупки. Сейчас законопроектом предлагается утвердить отдельные правила для них и проводить закупки по единым требованиям. Будет единый государственный контроль, а не такой, который существует сейчас. Сейчас они сами себя проверяют и, соответственно, они где-то не учитывают обращения, жалобы потенциальных поставщиков», - заявил он.
По его словам, данное новшество позволит контролировать соблюдение всех требований.
«Никто не собирается возвращать в орбиту госзакупок национальные холдинги. Для них будут сделаны отдельные правила, отдельно от госзакупок, но они будут более гибкими. Они будут утверждаться Минфином и будут едины только для нацкомпаний и нацхолдингов. Мы будем контролировать соблюдение данных правил», - резюмировал спикер.