Ни одна семья не останется без внимания: профессор Нуркатова Лязат
Приоритетное стратегическое внимание в Казахстане уделяется развитию мотивационного потенциала новых форматов социальной помощи малоимущим и многодетным семьям, направленных на повышение качества жизни.
В своем выступлении Глава Государства особо подчеркнул необходимость мобилизации всего казахстанского общества на достижение крупномасштабных целей программы "Общество благополучия: 10 целей десятилетия". Приоритетное стратегическое внимание Президентом Казахстана было уделено развитию мотивационного потенциала новых форматов социальной помощи малоимущим и многодетным семьям, направленных на повышение качества жизни, с одной стороны, и на исключение предпосылок к формированию негативного феномена социального иждивенчества.
Член-корреспондент Академии Наук Казахстан, доктор социологических наук, профессора, директор национального ресурсного центра по социальной работе Нуркатова Лязат Толегеновна прокомментировала данный стратегический дискурс, передаёт корреспондент BNews.kz.
Какие социальные технологии и методы являются, на Ваш взгляд, наиболее эффективными и результативными для достижения мобилизации всего казахстанского общества на достижение крупномасштабных целей программы "Общество благополучия: 10 целей десятилетия"?
Как было сказано Президентом страны в своем выступлении на XVIII съезде партии «Nur Otan» необходимо в своем движении вперед осуществлять учет ключевых трендов мирового развития. Одним из таких ключевых трендов современного мира является реформирование и модернизация системы социальной защиты населения. Преобразования в данной области направлены в сторону сбалансирования векторов перманентного роста социального благополучия граждан, с одной стороны, и активного усиления их личной сопричастности и трудового участия в формировании устойчивого социума, с другой.
Благосостояние каждого человека связано с его конкурентоспособностью, с его личным вкладом в процесс становления еще более сильного и процветающего Казахстана. Поэтому фундаментальной технологической платформой построения общества социального благополучия в стране должна стать солидарная ответственность общества и государства за качество жизни уязвимых групп и уровень социальной защищенности всех граждан. В связи с этим стратегическим социальным инструментом мобилизации общества на решение поставленных задач должны стать скоординированные действия всех стейкхолдеров социальной политики Казахстана на микро- мезо и мега-уровнях с приоритетом на создание новых рабочих мест и повышение занятости в регионах и сельской местности.
Какова роль государства и общества в достижении задач новой социальной политики и повышения социального благополучия граждан ?
Особо хочу подчеркнуть стратегическую роль комплексного взаимодействия Министерства труда и социальной защиты населения РК и Министерства информации и общественного развития РК. Важно не только критически переосмыслить предыдущий опыт реформ в социальной сфере, практически устранить все просчеты и недостатки в данном кластере, но и конструктивно систематизировать положительные наработки, полезные, результативные проекты государственного и негосударственного секторов.
Именно на такой инструментальной основе следует продолжать совершенствование всей системы социальной защиты в целом в рамках новой парадигмы социальной политики Казахстана, выдвинутой Президентом страны на недавно прошедшем, 18 съезде партии «Nur Otan». Следует очень четко видеть и понимать, что основные социально-технологические аспекты деятельности по мобилизации всего общества сосредоточены именно в сфере развития солидарной ответственности и государства, и гражданского общества за результаты как социального развития в целом, так и семейной политики в частности.
Какие меры социально-экономического характера способствуют повышению мобилизации общества на решение поставленных Главой государства задач на пути к обществу социального благополучия?
Вся страна сегодня обсуждает хорошие новости со съезда «Nur Otan». Ни одна семья не останется без внимания. Будут максимально упрощены процедуры назначений и выплат. Главой государства были четко очерчены социальные границы малообеспеченности. Так, поручено повысить адресную помощь до 70% до прожиточного минимума. Для семей с детьми установить минимальную выплату на каждого ребенка в многодетных семьях в сумме около 21 тысячи тенге. Будут повышены пособия родителям, воспитывающим детей-инвалидов, на 30%. Это затронет около ста тысяч человек. Адресной социальной помощью будет охвачено свыше 830 человек, в том числе 550 тысяч детей. Также повысят пособия родителям, опекунам и семьям воспитывающим детей-инвалидов на 30%.
6 марта состоялось совещание по вопросам реализации социальной политики, на котором Глава государства поручил незамедлительно выделить социальную помощь остро нуждающимся малоимущим и многодетным семьям уже в апреле текущего года.
Какие конкретные меры актуальны в сфере предупреждения иждивенческого поведения потребителей социальных услуг и пособий на фоне усиления социальных дотаций для особых случаев семейного материального неблагополучия?
Социальная политика должна быть сбалансированной и не провоцировать рост иждивенческих настроений. Именно так поставил задачу Н.А. Назарбаев. Поэтому новая социальная политика не должна порождать иждивенчество. В связи с этим определены главные превентивные меры государственного масштаба. Обеспечить работой людей, чтобы они зарабатывали на жизнь. Превратить села в точки устойчивого развития регионов. А адресная социальная помощь должна предоставляться только особо нуждающимся, выявлять которые необходимо по современным методикам социальной работы на микроуровне. Считаю необходимым также подчеркнуть, что это очень серьезная научная практико-ориентированная тема, требующая своих глубинных исследований - «Угрозы и риски социального иждивенчества в условиях повышения дотаций социальной поддержки». Следует подключить все необходимые научно-исследовательские ресурсы, проведение круглых столов, конференций, семинаров по данной теме в рамках научного национального и международного сообщества. Усиление социально- ориентированного финансирования требует точного попадания в адрес. В этом контексте важнейшая роль принадлежит именно профессионалам системы социальной защиты и социальной политики в целом с новым видением и потенциалом. Они должны быть оснащены современным инструментарием оценки и выявления потребностей уязвимых групп населения, инновационными техниками работы с семьей и молодежью в сфере занятости и гражданской ответственности. Здесь актуализируется вопрос совершенствования форм подготовки и переподготовки кадров, работающих в этой сфере, применение социальных инноваций с учетом передового мирового опыта.
Каковы, по Вашему мнению, факторы успеха в достижении стратегических целей программы «Общество благополучия: 10 целей десятилетия» концентрируются на индивидуальном уровне, зависят от рядовых казахстанцев?
На этом великом и, безусловно, очень сложном пути есть объективные и субъективные факторы, определяющие успех Программы в целом. Вопросы жилищного характера, предоставления рабочих мест решает государство, бизнес-сектор. Но все вопросы, касающиеся личного трудоустройства, личной ответственности за благополучие своей семьи остается в прерогативе граждан. И на уровне формирования индивидуального сознания эксклюзивно значима роль профессионалов новой генерации, занятых в сфере социальной защиты всех секторов, роль социальных работников государственных служб и НПО. Их роль напрямую связана с продвижением социальных мер по формированию у населения активной гражданской позиции, формированию здорового образа жизни, культуры планирования семьи, профилактике социально-иждивенческих настроений. Как результат их оценочно-выявительной работы социальная помощь оказывается только особо нуждающимся. Главный фактор успеха Программы связан, в первую очередь, с приоритетом на создание рабочих мест и работу с молодежью категории NEEТ.
Необходим дальнейший конструктивный диалог государства и гражданского общества как ресурс повышения качества социальной защиты и мобилизации общества на построение государства социального благополучия. Важно с учетом координации действий всех министерств и ведомств, институтов гражданского общества, бизнес-сектора, курирующих вопросы семейной политики и социальной зашиты, транспарентно и системно провести все инновационные трансакции социальной помощи и поддержки уязвимым и нуждающимся целевым группам. Мобильно. Оперативно. Профессионально. Конкретно.