На Астану приходится треть пассажирских железнодорожных перевозок
За год железнодорожные билеты подорожали на 7,4%.
В Казахстане за 11 месяцев 2018 года железнодорожным транспортом перевезено 20,8 млн человек — на 1% больше, чем год назад, говорится в исследовании Еnergyprom.kz.
Пассажирооборот увеличился в железнодорожном сегменте почти на 3%, до 17 млрд пассажиро-километров. Наибольший спрос на железнодорожный транспорт у пассажиров столицы: 7,1 млн человек, на 7,8% больше, чем годом ранее.
Национальным пассажирским перевозчиком является одна из портфельных компаний АО "Самрук-Қазына" — АО "НК "ҚТЖ". Для улучшения качества обслуживания пассажиров на железнодорожных вокзалах проводятся масштабные работы по улучшению инфраструктуры. К примеру, на столичном вокзале "Астана-1" проводится замена эскалаторов, также вокзалы оснащаются под потребности людей с ограниченными возможностями. В прошлом году национальный перевозчик переоборудовал дополнительно 40 стандартных вагонов для перевозки казахстанцев с особыми потребностями, увеличив в два раза количество вагонов для людей с инвалидностью.
Отметим, национальный оператор вовлечён в работу госпрограммы "Нұрлы Жол" на 2015–2019 годы, направленной на выстраивание эффективной инфраструктуры по принципу хаба и интеграцию транспортной инфраструктуры в международную транспортную систему. Согласно основным направлениям своей инвестиционной программы, "Қазақстан темір жолы" за 2017 год проинвестировала 137,5 млрд тенге, в том числе 119 млрд тенге — за счёт собственных средств.
На модернизацию верхнего строения пути направлено 45,7 млрд тенге; на строительство вторых путей на участке Алматы-1 — Шу — 12 млрд тенге; на строительство, обновление и реабилитацию объектов магистральной железнодорожной сети — 71,9 млрд тенге; на приобретение техники и оборудования для функционирования магистральной железнодорожной сети — 4,7 млрд тенге.
В 2018 году впервые за последние годы был зафиксирован рост доходов от пассажирских перевозок. За январь–ноябрь 2018 года доходы увеличились год-к-году сразу на 28%, до 94,2 млрд тенге. Для сравнения, в аналогичном периоде 2017-го доходы сократились на 6,6% за год.
За год железнодорожные билеты подорожали на 7,4%. Для сравнения, за 2017 год цены на железнодорожные перевозки поднялись для пассажиров относительно 2016-го всего на 0,8%.
С 11 сентября 2018 года в АО "Пассажирские перевозки" (дочерняя компания "Қазақстан темір жолы") внедрена гибкая система регулирования цен на все социально значимые маршруты внутри Казахстана. Это 52 основных социально значимых маршрута, в том числе прицепки, за исключением маршрутов формирования других государств (поезда Российской Федерации, Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси), а также частных перевозчиков. Теперь пассажир может приобрести билеты на любые направления внутри страны со скидкой до 25% при покупке билета за 45 дней. Размер скидки зависит от количества свободных мест и оставшихся дней до отправления поезда. По мере приближения к дате отправления цена будет расти, но не более, чем на 25%.
Также меняется ценообразование по 14 коммерческим маршрутам, девять из которых сформированы вагонами "Тальго". Здесь цены на билеты устанавливает перевозчик, учитывая и анализируя такие аспекты, как пассажиропоток, праздничные дни, приоритетные направления и т. д. В связи с этим стоимость билетов на данных маршрутах может варьироваться от −35% (скидка) до +35% и выше от базовой ставки.
Денежные поступления от продажи таких билетов в коммерческих маршрутах напрямую направляются на развитие общества, внедрение новых сервисных услуг, автоматизацию процессов и улучшение технического оснащения всего вагонного парка.