28 Июля 2021, 15:34 Фото: Анели Мажитовой

Королева асфальта: как жительница Тараза строит автодороги

В современном казахстанском обществе нечасто можно встретить женщин, которые освоили мужские профессии. Наша героиня - одна из них. Директор Жамбылского областного филиала нацкомпании "КазАвтоЖол" Айжан Туганова в интервью с корреспондентом BaigeNews.kz рассказала о принципах успешного менеджмента и своей работе, в частности, строительстве дорог в Жамбылской области.

Айжан Туганова родилась в Таразе. Здесь она закончила среднюю школу №42, а после - Таразский государственный университет имени Мухаммеда Хайдара Дулати по специальности "Автомобильные дороги".

"Я патриот своего города Тараз и Жамбылской области. Здесь прошли самые яркие моменты моего детства и юности. Среднее и высшее образование я получила также в Таразе. Очень часто задают вопрос: почему я решила стать дорожником? Я представитель династии дорожников в третьем поколении. Мой дедушка Омар Джакубеков, вернувшись после Великой Отечественной войны, занялся строительством дорог. Эту же профессию освоила моя мама. Несмотря на то, что она уже на заслуженном отдыхе, мама по сей день не расстается со своей любимой работой. Мне тоже передалась любовь к дорогам. Поэтому я выбрала путь дорожника и не жалею о своем решении. Мой сын в скором времени закончит университет. Я надеюсь, что у него тоже будет интерес к семейной профессии", - рассказала она.


Фото: из архива Айжан Тугановой

Трудовой путь Айжан Туганова начала с самых низов, а потому знает все тонкости дорожного строительства и является профессионалом своего дела. При ее участии строился масштабный дорожный проект "Западная Европа - Западный Китай", который частично проходил по территории Жамбылской области.

"Я начала свою трудовую деятельность в 2000 году с должности ведущего специалиста управления автомобильных дорог по Жамбылской области. Затем была реорганизация и в 2001 году я перешла в филиал РГП "КазАвтоДор" по Жамбылской области. Я была ведущим и главным специалистом в планово-техническом отделе. Уже в 2006 году меня назначали начальником отдела. Позже в 2007 году, когда начали реализовывать проект "Западная Европа - Западный Китай", меня пригласили обратно в департамент автомобильных дорог. На тот момент перед нами стояла большая задача. Нам понадобился целый год, чтобы отводить земли под общественные и государственные нужды. Как вы знаете, на юге Казахстана большое количество земли находится в аренде. Затем в 2009 году коридор спроектировали и через год, в 2010 году, приступили к стройке", - поделилась спикер.


Фото: из архива Айжан Тугановой

За профессиональные заслуги Айжан Туганову назначили заместителем директора в Департаменте автомобильных дорог по Жамбылской области. Позже в 2013 году ее перевели на должность заместителя директора филиала нацкомпании "КазАвтоЖол" по Жамбылской области, а в 2021 году повысили до директора филиала.

"Мы являемся заказчиками, поэтому всегда изучаем, что нужно менять, строить и делать с дорогами. Также определяем бюджет. Но в нашем понятии есть слово "поле". Если мы два-три рабочих дня находимся в офисе, то остальные дни мы работаем на дорогах. Потому что нам нужно контролировать ход работ, знать какие есть проблемы. Ведь, сидя в офисе, этого не поймешь", - призналась Айжан.


Фото: из архива Айжан Тугановой

Сейчас Айжан Туганова занимается строительством участков трассы транспортного коридора Центр-Юг - Шу-Бурылбайтал и Мерке-Бурылбайтал, которые проходят по территории Жамбылской области. Строить данные участки начали в 2019 году, сдать в эксплуатацию планируется в 2022 году.


Фото: Анели Мажитовой

На участке Шу-Бурылбайтал планируют установить пять путепроводов и четыре моста. Общая протяженность участка дороги - 167,4 километра. Дорога после реконструкции будет переведена во вторую техническую категорию.

"На участке Шу-Бурылбайтал непосредственно осуществляется строительство путепровода через железнодорожные и автомобильные дороги. В проекте предусмотрена и транспортная развязка, по которой потоки транспорта будут уходить в обход города Шу. Участок обхода города Шу является дорогой второй категории протяженностью 32 километра. При этом протяженность всего участка Шу-Бурылбайтал составляет 167,7 километра. В целом новые дороги соединяют южные регионы и центр нашей республики, а также являются выходом на город Нур-Султан" - рассказала спикер.


Свой опыт Айжан Туганова успешно использует при реализации проекта Центр-Юг, в котором важны все этапы, начиная от проектирования и до контроля качества строительства новой трассы.

"Для выполнения дорожно-строительных работ задействована подрядная организация ТОО "АБК-Автодор НС". Они работают на участке Шу-Бурылбайтал, которая составляет 167,4 километра. При этом проектно-сметной документацией также предусмотрено строительство мини дорожного эксплуатационного предприятия в поселке Хантау и капитальный ремонт участков дорог в городе Шу и поселке Бирлик", - пояснила глава филиала



Фото: Анели Мажитовой

Для качественной и быстрой работы в поселке Хантау и Бирлик работают два дробильно-сортировочных комплекса. Также мобилизованы два асфальтобетонных завода общей производительностью 450 тонн в час.

"Наши сотрудники трудятся в несколько смен днем и ночью. На участке Шу-Бурылбайтал задействовано 192 единицы техники и 423 человека. Мы понимаем, что сейчас самый сезон, чтобы реализовать большую часть поставленных задач по строительству коридора Центр-Юг. Поэтому для слаженной работы вблизи участка, то есть в поселке Хантау и Бирлик, развернуты две строительные базы, где мобилизовано две аттестованные дорожные лаборатории. Они ежесуточно проверяют качество выполненных работ", - поделилась спикер.


Фото: Анели Мажитовой

Протяженность второго участка Мерке-Бурылбайтал составляет 262 километра. Из них 86 километров будут первой технической категории, а 176 километров - второй категории.

"Сейчас ведутся активные работы по строительству шести мостов, 14 путепроводов. Из них семь путепроводов для проезда сельхозтехники, три - через железнодорожные пути и четыре путепровода для автомобильного проезда. На данном участке работает большая команда из 940 человек. Из них 872 человека - это местные жители, остальные - иностранцы. Также на этих дорогах задействовано более 500 единиц техники. Ведется огромная работа", - рассказала Айжан Туганова.



Фото: Анели Мажитовой

На вопрос, как она справляется с большими проектами и при этом является хранительницей семейного очага, Айжан Туганова ответила, что главное - это поддержка близких людей.

"У меня замечательная семья. Меня всегда понимают и поддерживают. Они знают, что я очень люблю свою профессию и переживаю о том, по каким дорогам будет ездить наш народ. Ведь дороги эта главная артерия нашей страны, которая соединяет людей и семьи. Я всегда говорю своим детям, чтобы они выбрали такую профессию, которая будет нести пользу обществу. Мы с мужем всегда рядом с друг другом. Знаем, что для каждого из нас значит наша работа. Мы хорошие родители и заботливые дети своих родителей", - призналась Айжан Туганова.


Фото: из архива Айжан Тугановой

По ее словам, чтобы успешно руководить коллективом из более 15 мужчин, нужно использовать женские хитрости.

"Поначалу всегда нелегко управлять командой из одних мужчин. Изначально было недопонимание, но все приходит с опытом. Главное мужчину мотивировать, замечать его лучшие стороны, отмечать. И им легче будет сориентироваться и работать. У нас очень слаженная команда, в которой одни профессионалы. Если честно, мы друг-друга уже понимаем с полуслова", - поделилась руководитель филиала нацкомпании "КазАвтоЖол".


Фото: из архива Айжан Тугановой

Айжан Туганова рассказала о проблеме дефицита кадров. Многие молодые специалисты не хотят начинать работать с низов в поле. Они сразу хотят занимать кресла, не имея практического опыта работы.

"Очень часто сталкиваемся с тем, что молодые кадры, как правило, приходят к нам без опыта работы. У нас есть некая яма между нашим поколением и теми, кто нас старше. Профессионалов в дорожной сфере не так много. Поэтому мы сейчас прикладываем усилия, чтобы завлечь молодое поколение в нашу сферу. Мы их обучаем, показываем все тонкости работы. К сожалению, не у всех есть желание и терпение дойти до конца. Но есть и те, у кого "горят глаза" и кто на самом деле хочет внести свой вклад в развитие автодорог. Поэтому работа в этом направлении продолжается. Мы надеемся, что наши ряды будут пополняться", - подытожила Айжан Туганова.

Отметим, транспортный коридор Центр-Юг призван соединить качественной автодорогой Нур-Султан, Караганду, Балхаш, Капчагай и Алматы. Проект реализуется в рамках программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол". Коридор проходит по территории сразу трех областей: Карагандинской, Жамбылской и Алматинской. Как отметил заместитель председателя нацкомпании "КазАвтоЖол" Талгат Смагулов, на данный проект выделено 548,1 миллиарда тенге. Из них 284 миллиардов тенге уже освоено. Строительство участков по коридору Центр-Юг планируют закончить до конца 2023 года.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!