Кисё Курокава: как создавался город будущего
Один из самых масштабных проектов Курокавы - разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана.
Казахстан празднует 20-летие своей столицы - Астаны. В канун этого славного юбилея нельзя не вспомнить человека, внесшего очень большой вклад в строительство города - всемирно известного архитектора Кисё Курокава, передаёт корреспондент BNews.kz со ссылкой на МИА "Казинформ".
Японский архитектор Кисё Курокава принял участие в 38 национальных и международных конкурсах, в 34 занял первое место. По его проектам построено более 50 различных объектов, его концепции и планы легли в основу генпланов четырех новых городов.
Курокава – автор 20 книг и огромное количество статей. Он был награжден всеми возможными профессиональными премиями и наградами. Вместе с единомышленниками в 60-е годы прошлого столетия Курокава создал новое архитектурное направление - метаболизм. По мнению метаболистов, архитектура, подобно биологическим структурам, не должна быть статичной: так как с течением времени многие ее элементы изнашиваются и приходят в негодность, их необходимо заменять на новые.
Когда начиналось строительство Астаны, Президент Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что это - заявление о Казахстане на международной арене как о сильной, интенсивно развивающейся стране. Пример Астаны должен был давать представление о происходящих в Казахстане переменах. Поэтому, в Казахстан приглашали лучших, наиболее современных и продвинутых мастеров зодчества. В их числе, естественно, оказался и Кисё Курокава.
Международный аэропорт Астаны, позже названный в честь Главы государства, должен был стать визитной карточкой Казахстана. Поэтому, проектирование этого важного объекта было поручено великому японскому мастеру. Бюро Курокавы, прежде чем приступить к собственно проектированию, провело исследование, которое показало, что многие современные постройки Казахстана являются имитацией мировой архитектуры.
То есть это смешение восточных и европейских черт для выработки собственного неповторимого пути в развитии зодчества. В результате был разработан футуристический дизайн нового пассажирского терминала аэропорта Астаны, сочетающий в себе восточную и западную традиции. Центральный объем здания аэропорта создан в виде огромного, светящегося в темноте купола со срезанной лицевой стороной. Диаметр купола 45 метров при высоте 36 метров. Снаружи купол окрашен в цвет национального флага. Пространство под куполом напоминает традиционную юрту. Интерьер аэропорта украшает яркая мозаика, передающая два типа исламских узоров.
Перед Курокавой стояла задача разработать не только удобное и функциональное пространство, актуальным был и вопрос безопасности. Здание аэропорта создавалось для использования в суровых природных условиях Приишимья. Поэтому зодчий сотрудничал с казахстанскими архитектурными фирмами, эффективно применяя местные материалы и методы строительства. В частности, Курокава спроектировал высоту потолка ниже, чем обычно. Это было продиктовано двумя причинами: необходимостью сократить потери тепла, а также желанием подчеркнуть горизонтальность разворачивания пространства. Терминал включает в себя корпус для длительного пребывания экипажей и пассажиров, а также гостиницу для транзитных пассажиров. Для удобства пассажиров предусмотрен въезд на автомобилях внутрь купола, где создана парковка на 420 мест. В настоящее время Международный аэропорт "Нурсултан Назарбаев" является одним из современнейших в Евразии.
Безусловно, один из самых масштабных проектов Курокавы - разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Этот конкурс стал одной из главных профессиональных побед архитектора. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Мастер выдвинул новую философию градостроительства, которую он назвал "симбиотической архитектурой". Его проект застройки Астаны отличался тем, что он рассматривал урбанизированную городскую структуру, как живой организм в гармонии с природной системой, что как нельзя лучше соответствует веяниям XXI века.
Когда говорят о том, что Генплан Астаны, разработанный по концепции Курокавы, подвергался корректировке, никто не упрекает в этом самого архитектора. На момент утверждения Генплана никакие эксперты не могли предвидеть такого стремительного развития казахстанской экономики и, как следствие, бурного роста столицы, сопровождавшегося ростом численности населения сверх всяких прогнозов, а также появлением в городе огромного количества автомобилей. В любом случае, идеи Курокавы, помимо реализованных проектов, несомненно, окажут влияние на дальнейшее развитие казахстанского зодчества. Тем более, что Казахстан, как наиболее динамично развивающееся государство в Центральной Азии, продолжает привлекать лучших архитекторов мира, среди которых есть ученики и последователи Курокавы.