Как воспитать вундеркинда: Секретом поделились казахстанские родители
Умный ребенок - не дар природы, а результат правильного воспитания, - считают мамы и папы из Актобе
Как найти подход к детям и привить любовь к знаниям рассказали родители учащихся специализированных лицеев и школ для одаренных детей, передает корреспондент Bnews.kz.
Как найти подход к детям и привить любовь к знаниям рассказали мамы и папы учащихся специализированных лицеев и школ для одаренных детей.
13 летний Даниал Сарсенгали – ученик Білім-инновация лицей, ранее известный под названием Казахско-Турецкий лицей. В 3 года маленький вундеркинд удерживал в памяти сложные числа, в 4 года умел высчитывать и складывать в уме, а в 5 - знал таблицу умножения.
"Он маленький сам ходил в магазин и проверял сдачу. Продавцы удивлялись и спрашивали, откуда ты знаешь малыш", - вспоминает мама Раушан Сейсенбаева.
Математические способности Даниал получил по наследству от дедушки-нефтяника, который закончил институт Губкина в Москве. Однако мама - журналист по образованию по- началу пыталась привить сыну интерес к литературе.
"Он категорически отказывался учить стихи. Потом я поняла, что насильно не заставишь. Ребенок все может, только если ему это будет интересно. Он горы свернет. Для Даниала каждое математическое задание было как увлекательное приключение. Я помогала выполнить и проверяла всего его домашние задания кроме математики. Её он знал лучше меня", - не скрывает Раушан.
В третьем классе гимназии одаренный ребенок заскучал. Все что проходили на уроке математики он знал уже в детском саду. Со временем Раушан поняла, что математика не хуже литературы. В процессе решения задач ребенок становился все более целеустремленным и сообразительным. Прививать любовь к учебе получалось легко. По словам мамы Даниала, строгость в воспитании принесёт только негативный эффект. Поэтому всегда стремилась наладить с сыном дружеский диалог.
"Чтобы внушить ребенку мысль об учебе, нужно прежде внушить мысль о том, что ты его самый близкий и любящий человек. Тогда он будет тебе верить и слушаться. Я его всегда внимательно слушала и отвечала на все его вопросы? Мы подолгу любим разговаривать друг с другом. Чаще нужно детей обнимать, даже если они повзрослели, даже если нет времени. Только тогда все получится и не придется ругать его, не будет трудностей во взаимоотношениях и учебе. Я категорически против строгости. Давление может вызвать страх перед мамой, перед ошибками, сделает его пассивным и замкнутым. В то же время я не советую сравнивать ребенка с другими детьми, даже если они более успешны. Понижая самооценку, мы задеваем мужское самолюбие, что делает его неуверенным в себе", - советует Раушан.
Сегодня 13 летний Даниал – призер областных и республиканских физико-математических олимпиад, чемпион по плаванию, имеет свыше 40 грамот. В будущем он хочет стать экспертом-аналитиком. Уже сейчас подросток готовит проект-прогноз по финансово-экономическому состоянию Казахстана.
16 летний Айдар Турланов - призер республиканских и международных научных проектов, президент Назарбаев интеллектуальной школы. Добиться всего этого мальчику помогла мама – Аяджан Абилова. Чтобы ребенок был подготовлен к школе, женщина отдала пятилетнего Айдара в учебный центр. Там мальчика обучали лидерству и английскому языку.
"Конечно, не все было гладко. Он по натуре у меня бунтарь. До обеда Айдар ходил в школу. А после обеда был дома. Я ему сказала, чтобы он делал домашнее задание на черновике, а вернувшись с работы, проверяла лично. И требовала, чтобы он пересказывал рассказы, даже если ему это не задавали. Он по-началу возмущался. Не хотел. Но благодаря этому натренировал память и в последующем ему уже легче было учиться", - рассказывает Аяджан Абилова.
Мама стремилась приучить сына к самостоятельности и ответственности. С первого класса ребенок учился сам. Благодаря педагогам девятой гимназии он смог овладеть тремя языками и получил высокий уровень знаний в точных предметах. А это главный критерий для поступления в Назарбаев Интеллектуальную школу. Что он и сделал. Переломным моментом для Айдара стало его участие в международном конкурсе Infomatrix Asia в 2017 году, где он получил первое место.
"Эта победа стала для него толчком. У него появился интерес. С этого времени он стал часто участвовать в конкурсах и занимать призовые места. Ему очень нравится НИШ и ребята, с которыми он учится, очень дружные", говорит мама.
Алмат Коптлеуов – отец 18 летней Дины, 15 летней Аиды и 13 летней Даны. Все три девочки учатся в Назарбаев Интеллектуальной школе и делают успехи. Воспитанием детей в основном занимается супруга домохозяйка. С 3 лет девочки посещали кружки во дворце школьников.
"Мама водила девочек с 3-4 лет на кружки английского языка, математики, изобразительного искусства. А младшие дети брали пример со старшей. Они видят, что старшая сестра занимает призовые места и тоже хотят повторить. А мы здоровую конкуренцию всегда поддерживали", говорит Алмат Коптлеуов.
С детьми Коптлеуовы усиленно занимались до школы. В начальных классах 21-й гимназии только помогали, контролировали и мотивировали.
"Привить желание учиться не просто. Соседские дети зовут играть, он-лайн игры, телевизор отвлекают. Тогда мы им объясняем, для чего нужно учиться. Если хочешь быть богатой, успешной и уважаемой, то нужно трудиться и учиться", - говорит Алмат Коптлеуов.
После поступления в НИШ контроль со стороны родителей немного ослаб. В стенах учебного заведения дети проводят время с утра до вечера. В отличии от общеобразовательных школ в НИШ по 7-8 уроков в день. После 15 часов дети остаются на занятиях в кружках и дополнительных уроках, чтобы подтянуть знания. За каждым ребенком в школе закреплены по 2-3 учителя и куратор.
Таким образом, ни один ребенок не остается без внимания. К тому же система образования построена таким образом, чтобы не допустить пробелы в знании.
"Здесь нет оценок как в обычной школе. Тему прошли и сразу сдают тесты. Если не сдал, то получишь низкую оценку. А потом эти оценки суммируют и выводят общий бал за четверть. Поэтому если тему не поймёшь, значит, не сдашь тест и будет низкий бал за четверть", - говорит Алмат Коптлеуов.
Асхат Куламанов - отец 15 летнего Малика. Мальчик рос у дедушки, который научил его играть в асык – одна из самых распространенных детских игр у народов Средней Азии. Однако малыш использовал альчик не только для игры. С их помощью он научился математике.
"У него была склонность к математике от природы, поэтому мы и помогали развить эти способности. Он хорошо учился в школе для одаренных детей имени Кусаинова. Потом сдал на отлично экзамены и поступил в Назарбаев Интеллектуальную школу, занимал призовые места на областных и республиканских олимпиадах. В прошлом году по международной программе обмена учащимися Малик 25 дней учился в Америке, в штате Пенсильвания в центре для одаренных детей", - рассказывает Асхат Куламанов.
По словам Асхата, в деле воспитания талантливого сына сыграла большую роль цепочка – хороший педагог, родитель, ребенок и друзья-сверстники.
"Мы, конечно, приложили все силы, чтобы направлять и поддерживать интерес Малика. Но одним родителям это не по плечу. Малику повезло с наставником по математике – Мейрамбеком Мукаш, который готовит его к олимпиадам. Также у него есть хорошие друзья в школе. А развивающая среда имеет большой воспитательный эффект", - говорит Асхат Куламанов.
Жанар Шайхина – мать 16 летней Аружан Кенесовой. С 2 лет девочка пересказывала стихи. От природы умная и активная Аружан схватывала знания на лету. С детства она посещала кружки. Учится пошла в 32 гимназию. Именно ту, в стенах которой учился всемирно известный певец Димаш Кудайберген.
"Самая главное для ребенка – хороша база. А в 32 гимназии отличные педагоги. До 6 класса она училась там, а потом перешла в школу «Дарын», затем поступила в НИШ", - говорит Жанар Шайхина.
Параллельно со школой девочка посещала танцевальный кружок и бассейн. Регулярная физическая активность только способствовала успешной учебе.
"Ребенку, особенно активному, тяжело все время сидеть за книгами. Ему нужно выбросить энергию. А спорт не только положительно влияет на здоровье, но и способствует развитию памяти, внимания, организованности, целеустремленности", - говорит Жанар.
По словам родителей талантливых детей, причина успеха – 90% труда и 10% - способностей. Задатки есть у каждого ребенка. Главное разглядеть и помочь их развить.
Между тем, для интеллектуального и творческого развития детей в Актобе созданы все условия. А ребенку необходимы хороший педагог и родители, которые относятся к детям с лаской, терпением, и пониманием.