4 Марта 2022, 19:39 Фото: baigenews.kz

Как работает система платных дорог в Казахстане

В Казахстане в мае текущего года планируют внедрить эвакуаторы на участках платных дорог. Они будут погружать, разгружать и перевозить автомобили в случае их поломки и аварии.

Редакция BaigeNews.kz посетила пункт взимания платы по участку Нур-Султан-Темиртау, а также оперативный центр реагирования АО "НК "КазАвтоЖол". Подробнее - в фоторепортаже.

Протяженность автодороги "Нур-Султан-Темиртау" составляет 134 километров. Эта дорога категории I-a. Здесь расположены четыре полосы движения в обоих направлениях и функционируют 16 полос оплаты.



Фото baigenews.kz

Как отметил старший оператор пункта взимания платы на участке "Нур-Султан-Темиртау" Айдос Макенов, автовладельцы могут внести предоплату через приложения Kaspi.kz, QIWI кошелек и так далее.

При этом для легковых машин действует система дифференцированного тарифа. По нему можно внести предоплату с 50 процентной скидкой.
"Например, по участку Нур-Султан-Темиртау есть тарифы для легкового и грузового транспорта. При этом если оплачивать заранее, то водителям автотранспорта предоставляют 50 процентов скидки. Допустим, для легковых машин тариф составляет 200 тенге в одном направлении, если произвести оплату заранее. При этом на оплата на месте через терминал составит 400 тенге в одну сторону", - пояснил он.

Но для грузовых машин не предусмотрен дифференцированный тариф, поэтому при предоплате они платят полный тариф.


По словам Макенова, поток машин в зимний период в будние дни от трех до пяти машин максимум, а выходные достигают до 50 машин.
"На пункте взимания платы за проезд на платной дороге работают сразу несколько специалистов: оператор, кассир, сервисный инженер, электрик. Если возникнут технические неполадки в системе оплаты, то сервисный инженер сразу устраняет их", - рассказал он.

Главный инженер дирекции платных автомобильных дорог АО "НК "КазАвтоЖол" Канат Садвакасов рассказал, что в 2021 году за счет платных дорог поступило порядка восьми миллиардов тенге.

"За счет сборов собирается порядка восьми миллиардов тенге. Из них 50 процентов уходят на содержание и эксплуатацию платных дорог. В настоящее время у нас 11 платных участков. Из них два участка мы обслуживаем собственными силами. Получается, что на содержание платных участков затрачено было в прошлом году 2,4 миллиарда тенге, включая развитие платных дорог. Мы приобрели в прошлом году 30 единиц КамАЗов", - поделился спикер.

Также он отметил, как функционируют придорожные площадки отдыха.

"Всего у нас 24 площадок отдыха. Из них 17 площадок отдыха расположены по трассе Нур-Султан - Щучинск и семь площадок отдыха по направлению Нур-Султан - Темиртау. В настоящее время все они оснащены 11 теплыми туалетами KazWay. В целом по всем платным дорогам имеются также холодные туалеты. Также есть инфраструктура по обслуживанию АЗС, пункты питания. Дороги контролируют ежесуточно наши дежурные подразделения", - рассказал он.



Фото baigenews.kz

По словам Садвакасова, в этом году они планируют внедрить эвакуаторы на платных дорогах.

"В этом году мы рассматриваем вопрос о внедрении эвакуаторов, которые будут работать на платной дороге. Сейчас поступили предложения от частного бизнеса. Но мы хотим приобрести эту технику собственными силами. Думаю, что в мае мы решим этот вопрос", - сообщил он.

Сейчас у них функционируют 50 единиц техники. Из них порядка 130 - это спецтехника. Основная масса составляет комбинированные дорожные машины. Также есть порядка 12 грейдеров и тракторов "МТЗ".


Фото baigenews.kz


Оперативный центр реагирования

В Казахстане на участках платных дорог установлены камеры, которые круглосуточно передают информацию в оперативный центр реагирования.



Фото baigenews.kz

В этом центре на больших мониторах в режиме реального времени отражается работа всех программно-аппаратных комплексов страны.


Фото baigenews.kz

Начальник отдела эксплуатации системы взимания платы "КазАвтоЖол" Мадияр Айбаев рассказал о деталях работы оперативного центра реагирования.

"В нашем центре 24 часа в сутки операторы отслеживают всю поступающую информацию, проверяют автомобили, соответствие госномеров. И только после этого со счетов автовладельцев списывается нужная сумма. У нас расположен основной центр по работе с клиентами. К нам могут обратиться владельцы автотранспортов по вопросам платных автомобильных дорог. Это оформление абонементов и так далее. Есть также контакт-центр, где диспетчеры работают в системе КазТОЛ, обрабатывают проезды, корректировку производят. Они выявляют нарушения и так далее. Также у нас функционирует центр мониторинга, куда поступают данные с контрольных арок", - пояснил спикер.


Фото baigenews.kz


Фото baigenews.kz

Кроме этого, круглосуточную вахту несут операторы контакт-центра 1403. 65 специалистов работают в четыре смены и консультируют на казахском и русском языках.

"Ежедневно к ним поступает около 500 обращений, касающихся платных участков, содержания, закрытия или открытия трасс, интенсивности и безопасности движения на дорогах республиканского значения, рассказали представители национального оператора автодорог РК. Так, с 12 по 15 февраля этого года центр обработал около 6,5 тысячи обращений. В это время из-за непогоды в 10 областях страны около 80 раз вводились ограничения движения", - поделился спикер.


Фото baigenews.kz

Также владельцы автотранспорта могут оформить у них можно абонемент. Кроме того, для владельцев легковых транспортных средств, зарегистрированных в населённых пунктах, прилегающих к платному участку, предусмотрена абонентская плата на 365 дней.

Для регистрации абонентской платы владельцу транспортного средства необходимо обратиться к представителям оператора на пунктах взимания платы и предоставить следующую информацию: свидетельство о регистрации транспортного средства и удостоверение личности.


Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!