26 Мая 2021, 14:26 Фото: kz.utro.news

Как налог в один тенге может разрушить многомиллиардную майнинг-индустрию в РК

В 2020 году в Казахстане было легализовано понятие "цифровой майнинг", а уже в 2021 году депутаты предложили обложить дата-центры дополнительным налогом в один тенге за один киловатт-час электрической энергии. Как налог в один тенге может разрушить целую майнинг-индустрию BaigeNews.kz, рассказали представители Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане и владельцы майнинговых ферм.

Сейчас в республике действует 17 дата-центров, находящихся в регионах. Большинство из них были построены на многомиллиардные деньги иностранных инвесторов.

Однако теперь их могут обложить налогом в один тенге за один киловатт-час. Поправки планируют принять в Налоговом кодексе, которые Мажилис парламента одобрил в двух чтениях и направил в Сенат. Цель депутатов - увеличить поступления в бюджет и сократить бесконтрольное потребление электроэнергии, а также стимулировать отрасль.

Однако результат подобных действий может стать печальным для участников всей индустрии.

Сколько стоит дата-центр?

По словам президента ОЮЛ "Ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане" Алана Дорджиева, общее потребление электроэнергии дата-центрами в Казахстане составляет примерно 500 мегаватт.

"Минимальная цена закупа электроэнергии с НДС составляет 12 тенге. 500 мегаватт всей индустрии в год Казахстану приносят порядка 72 миллиардов тенге экспортной выручки, это экспорт услуг. 67 миллиардов тенге - это оплата за электроэнергию электростанциям и порядка 13-18 миллиардов тенге - это оплата зарплаты, строительства и закуп местной энергетической продукции (кабели, трансформаторы и энергооборудование)", - рассказал Дорджиев.

Он отметил, что сумма прямых налогов, которые оплачивает майнинг-индустрия составляет порядка двух миллиардов тенге в год. Порядка восьми миллиардов тенге оседают в виде НДС на балансе электростанций.

Еще одна статья расходов - оборудование. У майнеров оно изнашивается за три года. Сейчас в индустрии трудятся порядка 1500 высококвалифицированных специалистов, это молодежь, недавние выпускники университетов, которые были обучены майнингу.

"За 2020 год ГРЭС-1 и ГРЭС-2 мы заплатили 3,2 миллиарда тенге, энергоснабжающим организациям - более 81 миллиона тенге, в KEGOC - 1,4 миллиарда тенге и в ресурсно-финансовый центр по возобновляемым источникам энергии - 541 миллион тенге", - рассказал о расходах своей майнинговой компании генеральный директор ТОО "BTC KZ" Галым Телеуов.

В 2019 году в Казахстане началось строительство дата-центра в 180 мегаватт. Это самый большой дата-центр не только в Казахстане и на территории СНГ.

"Это самый большой дата-центр в одном месте на всей территории Земли. Крупнейший проект, где инвестиции составили 25 миллионов долларов или 10 миллиардов тенге. Проект готов обеспечить работой около 220 высококлассных сотрудников", - рассказал директор по развитию компании Enegix Ерболсын Саресенов.

На территории дата-центра имеется единственный на Евразийском пространстве официальный сервисный центр - производитель оборудования.

"При полной загруженности наш дата-центр предполагает оплату КПН в 900 миллионов тенге, а оплату НДС в районе миллиарда тенге. Чтобы заполнить наш дата-центр необходимы инвестиции в 100 миллиардов тенге. Это очень большие суммы и эти деньги приходят к нам из-за границы. Теперь наш инвестпроект находится под угрозой. В январе 2020 года произошло первое увеличение стоимости электроэнергии, в июле второе увеличение. В этом году в апреле электроэнергия подорожала еще раз. Наш бизнес зависит от большого объема электроэнергии и налог в 1 тенге вызывает у наших инвесторов негативную реакцию", - говорит Ерболсын Саресенов.

Поправки в Налоговый Кодекс принимаются в одностороннем порядке и ни с кем из майнинг-сообщества законопроект согласован не был. По словам Алана Дорджиева, норму "провели" во втором чтении Мажилиса и отправили в Сенат буквально за сутки.

"Риски большие, потому что никто из депутатов и из правительства не понимает вообще как это все методологически должно идти и я думаю, что это дает возможность уполномоченному органу, который собирает налоги на самом деле вводить определенные коррупционные схемы, для того, чтобы дальше использовать их в своих личных целях", - уверен Алан Дорджиев.

Кроме этого депутаты создают прецедент для иностранных инвесторов.

"Индустрия цифрового майнинга - это наверное, единственная индустрия, которая не просила ни государственного финансирования, ни денег у Банков развития и других организаций. Все это было сделано за деньги прямых иностранных инвесторов", - подчеркнул Алан Дорджиев.

Инвесторы переедут в Узбекистан?

Законы "за один день" резко снизили доверие со стороны иностранных инвесторов, считают представители майнинг-индустрии.

"Инвесторы задают вопрос: "Если в Казахстане можно ввести налог за четыре недели и пропустить его через Парламент ни с кем не согласовав, почему мы должны дальше инвестировать в Казахстан?", - говорит Алан Дорджиев.

Такая ситуация уже произошла в Кыргызстане, вспоминает генеральный директор ТОО "BTC KZ" Галым Телеуов. Инвесторам хватило лишь слуха о повышении налогов.

"Если введут налог на каждый киловатт в час, то на придется переложить этот налог на наших иностранных инвесторов, и я боюсь что в нас больше не будут инвестировать и начнут искать другие рынки со стабильной юрисдикцией. Такое случилось в Кыргызской Республике, когда прошел слух, что увеличат налоги на майнинг. Многие иностранные клиенты сразу ушли оттуда и то, майнинг-оборудование, которое у нас продается на вторичном рынке - как раз оттуда. Таким образом, Кыргызстан только одним слухом потерял инвестиции, налоги и рабочие места", - рассказал Галым Телеуов.

Сейчас наиболее привлекательными для инвесторов является Таджикистан и в особенности Узбекистан.

Поправки в закон ударят не только по инвестициям в дата-центры, но и по маломощным станциям. Около 10 электростанций в Казахстане работают с майнерами.

"Наши потребители - это майнинговые станции. Для маломощных станций майнинги приносили от 700 миллионов тенге. Благодаря этому ТЭЦ второй год подряд поднимает зарплаты сотрудникам. Майнинговые дата-центры являются основными покупателями региональных электростанций. Для того чтобы удержать их, электростанциям нужно будет компенсировать дополнительную нагрузку за счет снижения стоимости минимум на 1,5 тенге за киловатт-час", - делится директор ТОО "Согринская ТЭЦ" Нурлан Мажен.

Казахстан со своей непредсказуемой юрисдикцией, где законы принимаются за один день, не вызывает доверия. Майнинг-индустрия активно развивается по всему миру, но эту отрасль в стране могут убить еще в зародыше, опасаются спикеры.

"Сейчас нам представляется уникальная возможность, когда Казахстан из развивающихся стран может войти в лидеры в мировой IT-сфере и занять свою нишу и войти в тройку стран по предоставлению услуг цифрового майнинга и мы не должны закрывать такую возможность и торопиться ввести новые налоги. Многие считают, что майнеры потребляют много электроэнергии. Я хочу сказать, что в Казахстане существует профицит электроэнергии. Что это значит? Электростанции вырабатывают эту энергию и ежедневно она сгорает в воздухе. Мы ее потребляем, утилизируем, приносим доход и платим налоги", - заключил директор по развитию компании Enegix Ерболсын Саресенов.


Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!