Как COVID-19 сказался на электронной торговле в Казахстане
"Пандемия COVID-19 привела к значительному росту электронной коммерции и увеличила онлайн-продажи, в особенности по каналам B2C. Повышение активности розничной торговли через интернет происходило в период вспышек заболеваемости и карантина. Особенно заметно было увеличение продаж медикаментов, предметов домашнего обихода и продуктов питания.
По данным АО "Казпочта", рынок электронной торговли за первое полугодие 2020 года достиг 435 миллиардов тенге. Это составляет 9,4 процента от общего оборота розничной торговли. На конец 2020 года данный показатель составляет примерно 900 миллиардов тенге, к 2022 году планируется 1,9 триллиона тенге или около 13 процентов от годового объема ритейла", - рассказал Абильшаиков.
Он сообщил, что за время карантина отмечен рост безналичных платежных транзакций. Согласно данным Нацбанка, по состоянию на 1 ноября 2020 года в Казахстане безналичные операции увеличились в 2,5 раза и превысили 26,7 триллиона тенге.
"Ранее Правительство планировало довести долю электронной торговли в общей рознице до 10 процентов к 2025 году. Однако в условиях карантина уже достигнут данный среднесрочный показатель.
Поэтому приоритетная задача заключается в сохранении текущих темпов посредством создания благоприятных условий для развития сегмента. По оценкам ОЮЛ "Ассоциация Цифровой Казахстан", рынок электронной коммерции в Казахстане растет темпами, опережающими большинство стран. По итогам 2020 года рост сегмента составил ориентировочно на 100 процентов относительно 2019 года. Для сравнения, в России рост рынка в два раза медленнее – до 50 процентов", - отметил спикер.
Также Нариман Абильшаиков обрисовал основные направления работы НПП "Атамекен" совместно с Министерством торговли и интеграции на 2021 год.
Проработка нормативно-правовых мер по защите прав потребителей в электронной торговле
По словам спикера, динамичное развитие и изменение технологических возможностей обусловливают сложность регулирования e-commerce среды и недостаточное понимание участниками рынка требований НПА."В прошлом году в Законе "О защите прав потребителей" выравнена ответственность субъектов e-commerce наряду с оффлайн-продавцами. При этом сохраняются проблемы, связанные с возвратом товаров, качеством оказываемых услуг, урегулированием потребительских споров. Эта работа будет проводиться в рамках Плана мероприятий по построению целостной системы защиты прав потребителей", - отметил Нариман Абильшаиков.
Выведение из тени торговли в социальных сетях
На сегодняшний день отсутствуют данные касательно объемов товаров, реализуемых через соцсети. Данный рынок представляет собой "серую зону", в которой не соблюдаются требования законодательства. Будучи свободными от регуляторной нагрузки, малые субъекты неформального сектора получают неоправданные конкурентные преимущества."В Дорожной карте по развитию "Экономики свободного заработка" с использованием современных цифровых платформ предусмотрено соответствующее мероприятие. Одним из эффективных методов стимулирования МСБ на формализацию деятельности является льготное финансирование субъектов электронной торговли, которое также включено в указанную Дорожную карту", - поделился Абильшаиков.
Обеспечение фискального равенства
В контексте поддержки казахстанских операторов электронной торговли на законодательном уровне будет инициирован вопрос обеспечения фискального равенства между отечественными и иностранными интернет-магазинами."В связи с неуплатой налоговых платежей зарубежные продавцы обладают ценовым преимуществом перед отечественными торговыми площадками, что ставит в неконкурентное положение последних. Предлагаем проработать данный вопрос в рамках очередного внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс", - сказал спикер.
Создание единой системы мониторинга и анализа развития торговли
"В проекте Государственной программы развития торговли на 2021-2025 гг. предусматривается ряд мер, направленных на развитие электронной торговли. Это создание единой информационно-аналитической системы мониторинга и анализа развития торговли, совершенствование статистического учета, аналитических и маркетинговых исследований рынка e-commerce, расширение электронных платформ, сети фулфилмент-центров и центров по обучению предпринимателей", - подытожил Нариман Абильшаиков.