Изображения на пачках сигарет не влияют на курильщиков в Казахстане
Аналитическое агентство «РБК Исследования рынков» провело исследование, посвященное изучению мнения населения касательно проблемы табакокурения в Казахстане, передает BNews.kz.
Основу исследования составил опрос, результаты которого позволили проанализировать мнение респондентов о числе курящих, государственной политике в области ЗОЖ и борьбы с курением.
Жители Казахстана считают, что пропаганда ЗОЖ и вреда курения – главный механизм, который должен способствовать сокращению доли курящих (36,3%), помимо этого важным респонденты считают открытие доступных секций (18,1%). Часть респондентов (17,2%) уверены, что победить курение возможно только за счет повышения цен на сигареты.
32,5% респондентов считают, что средства, выделяемые из бюджета на борьбу с курением, нужно было бы использовать для борьбы с другими социальными проблемами.
В Астане доля респондентов, положительно оценивающих работу государства в сфере борьбы с курением больше, чем в других городах (13,7% против 6,8%). Наименьшая доля уверенных в эффективности борьбы с курением в Алматы, там же наибольшая доля респондентов уверена в том, что запреты не работают (42,3%).
Предупредительные картинки не являются основным фактором, который бы препятствовал курению – лишь среди наиболее молодых респондентов 6,7% готовы не начинать курить из-за предупредительных картинок.
Наиболее действенно препятствовать курению способно появление доступных спортзалов и организация спортивного досуга (24,1%), распространение информации о вреде курения (22,7%).
Респонденты в молодом возрасте скептически настроены к пропаганде ЗОЖ (лишь 23,1% респондентов, считают, что это может помочь в борьбе с курением), они склонны верить в экономические меры (повышение цен на сигареты) и новые законодательные запреты. При этом 41% респондентов в возрасте до 30 лет считает, что борьба с курением в Казахстане ведется формально.
Участники опроса старших возрастов напротив, считают пропаганду ЗОЖ и вреда курения первоочередной в борьбе с курением – таких 45,1%, в экономические меры верит лишь 16%.
Результаты опроса позволяют говорить о том, что курение – во многом, проблема плохого примера – 30,8% респондентов начинали курить по примеру курящих сверстников или родителей, еще 15,1% - ориентировались на рекламу сигарет в СМИ и кинофильмах. Дефицит информации о вреде курения сочли основной причиной, побуждающей людей курить 30,4% опрошенных. Около 20% респондентов затруднились назвать причины начала курения.
Наибольшая доля респондентов считающих, что пример курящих сверстников и родителей способен стимулировать начало курения – в старших возрастах; молодые респонденты преимущественно считают, что информации о вреде курения недостаточно. Что еще более важно в рамках развернутых ответов респонденты молодых возрастов отметили отсутствие научно-подтвержденных исследований или ссылок на них, а оперирование мифами и недоказанными данными в рамках рекламных буклетов и прочей государственной информации.
Наибольшая доля регулярно курящих людей в Казахстане – люди старше 50 лет (33,3%), наименьшая – среди наиболее молодых респондентов. Тем не менее, молодое поколение, несмотря на законодательные запреты и государственную пропаганду здорового образа жизни пробует курить, ведь доля респондентов, никогда не куривших сигареты среди наиболее молодой аудитории лишь на 11% ниже, чем среди наиболее возрастной категории.
Анализ результатов опроса позволяет сделать вывод о большей доле регулярно курящих, живущих вне двух столичных городов Казахстана – в Алматы и Астане доля регулярно курящих на 5,5 и 3,3% ниже, чем в других городах и сельской местности.