Инвестдоход ЕНПФ: стоит ли казахстанцам опасаться за свои будущие пенсии?
Из-за ухудшающейся экономической ситуации в стране казахстанцы все чаще стали интересоваться своими пенсионными накоплениями. В июне вкладчики ЕНПФ обнаружили в своих личных кабинетах, что сумма их накоплений уменьшилась. Эта новость всерьез обеспокоила всех, но фонд поспешил успокоить – сохранность пенсионных взносов гарантируется государством, и их сумма не может уменьшиться. Меняться может лишь размер инвестиционного дохода, сообщает корреспондент BaigeNews.kz.
Для начала поясним, что пенсионные накопления казахстанцев формируются из взносов, которые они отчисляют в ЕНПФ, и инвестдохода, который получают за счет вложений в различные финансовые инструменты. То есть деньги, которые вкладчики фонда откладывают на свою старость, не лежат без дела. Их инвестируют в ценные бумаги, иностранные валюты и так далее и получают неплохую прибыль, которую потом, как бонус, зачисляют на пенсионные счета казахстанцев.
Решения о том, куда инвестировать наши будущие пенсии, принимает Национальный банк. Как показывает история, не всегда финансовый регулятор оказывается прав. В 2014 году ЕНПФ инвестировал около 250 миллиардов долларов в Международный банк Азербайджана, который спустя три года обанкротился. Это случай вызвал небывалый скандал, но в 2019 году Казахстану удалось полностью вернуть вложенные деньги.
По данным ЕНПФ, сейчас сумма пенсионных накоплений казахстанцев в фонде составляет почти 12 триллионов тенге. Ежегодно фонд публикует на своем сайте отчет о том, сколько заработал на инвестициях. К примеру, за последние 5 лет самый высокий инвестдоход фонда пришелся на 2018 год и составил 917,1 миллиард тенге. В 2019 году этот показатель снизился до 641,1 миллиарда тенге.
Финансовый консультант Расул Рысмамбетов объясняет такие колебания тем, что инвестиционный доход ЕНПФ зависит в первую очередь от ситуации на финансовом рынке и стоимости финансовых инструментов, куда вложены пенсии казахстанцев.
"ЕНПФ вкладывает свои средства в ценные бумаги. Часть этих бумаг, особенно в иностранной валюте, потерпела какие-то колебания из-за конъюнктуры мировых рынков. Однако большая часть средств фонда вложена в государственные ценные бумаги Казахстана, по которым сейчас повысились ставки. С одной стороны, это не так плохо, потому что гарантом по своим бумагам выступает Республика Казахстан, что значит, прибыль в тенге обеспечена. С другой стороны, выше ставки означает и выше риск. Вероятнее всего были убытки по каким-то инвестиционным программам в нацкомпаниях. Кроме того, инвестиции ЕНПФ в некоторые банки Казахстана были под риском из-за их плохой отчетности", - говорит Расул Рысмамбетов.
Еще интереснее выглядит отчет пенсионного фонда за 5 месяцев 2020 года: в январе прибыль от инвестиций составила 28,1 миллиарда тенге, в феврале – 111,7 миллиарда тенге, в марте инвестдоход резко подскочил до 521,8 миллиарда тенге (в то время национальная валюта сильно упала в цене). А вот в апреле и мае, когда тенге стабилизировался, ЕНПФ зарегистрировал убытки: минус 125,6 миллиарда и минус 97,3 миллиарда тенге соответственно.
"Самым большим компонентом снижения инвестдоходов были валютные колебания, - объясняет Расул Рысмамбетов. - То есть, когда курс доллара рос, то долларовая часть вложений фонда показала хорошую доходность, а когда курс тенге укреплялся, то долларовые вложения показали снижения. Тем не менее, ЕНПФ разложил свои инвестиции по многим валютным инструментам, поэтому в целом ситуация безопасная. Для таких крупных и консервативных фондов как пенсионные, риски представляют скачки курсов валют к национальной валюте".
По данным ЕНПФ, сейчас около 2/3 инвестиций номинированы в тенге и около 1/3 – в иностранной валюте (в основном, в долларах США). В фонде объяснили, что это делается в целях минимизации рисков валютной и рыночной переоценки.
"В марте 2020 года на фоне внешних шоков курс доллара вырос с 381 до 448 тенге, что привело к резкому росту стоимости валютных инструментов в портфеле пенсионных активов, - говорит независимый аналитик Александр Юрин. - Стоимость портфеля инструментов, номинированных в иностранной валюте, выросла за месяц с 3,6 до 4,2 триллиона тенге. К концу мая курс снизился до 411,5 тенге за доллар, в результате чего совокупная стоимость валютных инструментов в пересчете на национальную валюту снизилась до 3,8 триллиона тенге. В то же время экономические шоки, связанные, в том числе, с так называемой пандемией, довольно серьезно отразились на стоимости инструментов, входящих в портфель ЕНПФ: убыток от переоценки ценных бумаг и производных финансовых инструментов за май-июнь текущего года превысил в общей сложности 85,5 миллиарда тенге".
По словам Юрина, ситуация с доходностью пенсионных активов выглядит очень неоднозначно. С 2015 года высокий инвестиционный доход, о котором отчитывается ЕНПФ, обусловлен преимущественно переоценкой валютных инструментов на фоне ослабления тенге. При этом комиссионное вознаграждение ЕНПФ за управление активами зависит от полученного им инвестиционного дохода. С учетом того, что размер последнего определялся в последние годы преимущественно переоценкой валютных активов в результате ослабления тенге, ЕНПФ получал львиную долю вознаграждения за счет роста курса доллара. Иными словами, ослабление тенге в последние годы полностью отвечало институциональным интересам фонда.
"Национальный банк, на который возложена функция управления пенсионными активами, придерживается пассивной стратегии управления активами, в силу чего он не извлекает выгоды из колебаний валютных курсов и изменения биржевых котировок. С другой стороны, многие аспекты деятельности ЕНПФ, в том числе принятие инвестиционных решений, являются непрозрачными, а формат публикуемой фондом отчетности зачастую не позволяет оценить эффективность его деятельности. Поэтому не стоит исключать возникновения в будущем ситуаций, похожих на ту, которая имела место с крайне сомнительными вложениями в бумаги Международного банка Азербайджана", - считает независимый аналитик.