Ибрагим Кубеков: "Печатный" Дон Кихот в эпоху интернета
Ибрагим Кубеков, представитель двух профессий — художник и журналист, состоялся в обеих.
В Алматы в арт-галерее "Триумф" открыта персональная выставка известного казахстанского карикатуриста, издателя и главного редактора газеты "Иссык" Ибрагима Кубекова, передаёт BaigeNews.kz.
Многие знают Ибрагима Кубекова как живописца и графика, но мало кто в курсе, что он более 20 лет выпускал еженедельник "Иссык". Он знает всё о газете — как издатель и редактор. Его издание влияло на целый регион, включая город Иссык, Енбекшиказахский район и Алматинскую область.
Въедался в "газетное мясо"
На презентации мастер рассказывал коллегам-журналистам о газете и ее проблемах, а с художниками обсуждал отдельные полотна, тонкости работы с гуашью и бумагой.
Один из самых ярких и известных карикатуристов, шаржистов, Кубеков долгие годы создавал острые, актуальные, смешные, наповал разящие чиновников карикатуры на страницах ведущих газет "Караван", "Ковчег", "Страна и мир", "Мегаполис", на портале "Информбюро". Редакторы знали, что львиная доля популярности газет — заслуга художника. А он с репортёрской хваткой брался за самые злободневные темы, не уступая пишущим журналистам в остроте подачи темы. На шаржи Ибрагима откликались политики, чиновники, общественные деятели.
Ибрагим, работая во всех перечисленных изданиях, жил в гуще событий, с дотошностью вникал, въедался в "мясо" газетной жизни, так он проходил свою школу журналистики. И к тому времени, когда он решил выпускать собственное издание, чтобы помочь жителям Иссыка решать социальные проблемы, уже знал о выпуске газет всё. Так ему тогда казалось. Но именно такая уверенность (иногда заблуждение) и даёт энергию для того, чтобы бесстрашно двигаться вперёд.
Микры. гуашь. 2022
В 1999 году Ибрагим открыл газету "Иссык". Он верил в силу печатного слова и рисунка из практики. Газета существует 23 года, в основе её развития — энтузиазм издателя, его профессиональной команды и личные финансовые вливания. Изначально — минимальные. Но сегодня оптимизм издателя откровенно угас, Ибрагим сокрушается, что "Иссык" станет последней бумажной газетой в истории СМИ, которая пытается противостоять интернету без надежды на победу.
"Наверное, я погорячился, уже нет ни средств, ни сил, ни даже желания тянуть газету, которая не приносит ни единого тенге. Выпускаем ее изначально без дотаций, я ни копейки не получил со стороны на издание газеты, ни копейки не вернулось в виде прибыли. Сейчас самое трудное время. Сказываются экономические проблемы, последствия ковида. А, главное, люди, наши читатели, уходят в интернет, в соцсети. И очень скоро бумажная газета станет экспонатом музея", — признался Ибрагим Кубеков.
Да, "Иссычка", как её ласково называли внутри редакции, смело бралась за темы, в которых фигурировали нечистоплотные чиновники, решала социальные проблемы Иссыка, района и области. Её опасались критикуемые персоны и любили читатели, которые обрели в лице редакции заступников, борцов за справедливость. Еженедельник продолжает выходить, с ним считаются как с разоблачителем недостатков. Но Ибрагиму кажется, что его издание — Дон Кихот, который сражается с ветряными мельницами. И всё же газета "Иссык" вполне успешный проект, хотя и близится, по мнению издателя, к финалу. Даже если срок газеты истёк, всё же значителен её вклад в развитие региона. И более чем 20-летняя история издания может уложиться в несколько строчек.
"Самый первый тираж остался в сарае на растопку бани. Около 1000 экземпляров. Через год газету уже раскупали. В 2010-м году 3500 экземпляров. В 2015 году — 4,5 тысячи экземпляров. Реклама, объявления позволяли держаться на плаву. Сейчас, в силу известных причин, тираж упал, составляет около двух тысяч экземпляров. И прослеживается тенденция на медленное снижение. Было время, зарабатывал хорошо. В "плюсах" нашего проекта — остаются средства на зарплаты работникам и типографские услуги. Сегодня уже не получаю прибыль", — вспомнил Кубеков.
Как издатель, Ибрагим Кубеков гордился тем, что газета была нужна людям и вспоминает, что её раньше брали, как горячие пирожки.
"Сейчас уже нет былой востребованности, скажу прямо. Денег хватает лишь на зарплату людям, на утряску экономических проблем, на заказ тиража и прочее. Но уже, наверное, хватит бороться за издание, я не настолько альтруистичен. Хотя и не жалею ни об одном потраченном тенге. Мы прожили целый пласт жизни вместе с газетой. Она была хорошим игроком на общественном поле. Трижды судились по разным поводам, столько же выиграли суды. Поскольку я — издатель и редактор в одном лице, то никто мне не навязывал свою волю, нам не приходилось обслуживать чьи-то интересы. И я так же волен сегодня печатать или закрыть газету", — отметил Ибрагим Кубеков.
Скрытый потенциал
Ибрагим Кубеков стал открытием для всех посетителей выставки — почти сто работ художника показали, как мало широкий круг читателей знает про его творческий потенциал.
Циклы картин, посвящённые женщине, детям, множество работ, где главный персонаж — собака. Серии работ о женщине — словно репортажи о ней в полотнах — о её повседневной жизни. Все-таки журналистская составляющая Кубекова проявляет себя и в живописи, графике.
И сколь много сюжетов вы ни увидите здесь, все равно останется тайна, загадка. Нужно ли разгадывать эту загадку? И восприятие работ у зрителей — глубоко индивидуальное, не совпадающее с каким-то каноном.
Ему достаточно этого одного мимолётного движения, всё остальное можно и не рисовать. Завидую Ибрагиму: он настолько влюблён в женщину, что умеет увидеть то, что многим не дано. А насколько точен он в своих шаржах.
Шаржи. Жаманкулов. Мухамедиулы
Посмотрите на шаржированный дуэт Жаманкулова-Мухамедиулы. Рисунки создавались задолго до разногласий этих известных в общественном поле людей. Ибрагим Кубеков с художническим прозрением будто угадал, что эти двое, артист Тунгышбай Жаманкулов и бывший министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы однажды столкнутся в неразрешимом конфликте. Художник с репортерским чутьём заметил, увидел контраст этих людей, предвидел, что они неизбежно сойдутся в войне. Он будто говорит: "Ребята, со мной же никто не судится из-за каких-то работ. Я просто сижу, работаю, делаю картины, получаю удовольствие. И даю своему зрителю кайф".
Нашлось место среди работ Кубекова и религиозной тематике. Единственная работа — "Иисус Христос и Понтий Пилат", отражает своеобразный взгляд художника и журналиста на библейские события.
Иисус и Пилат
"Я с религией, верой "на вы". Сказывается советское воспитание. Но, конечно, размышляю об этих вещах. Картину "Иисус Христос и Понтий Пилат" написал в этом году. Меня удивляет отношение к сакральному. Людям сказали, что Иисус был с бородой, длинными волосами, отрешённым взглядом. Христос взирает на нас с икон таким загадочным и отстраненным, будто он не человек. Но он — богочеловек, это библейская истина. И всё-таки он — человек. Мы точно не знаем, как именно он выглядел. Иисус был таким, каким мы знаем самых добропорядочных граждан нашего общества — сдержанным, боголюбивым, законопослушным. Он призывал сограждан соблюдать порядок, нормы, правила. Изгнал торговцев из храма, призывал к моральной чистоте", — рассуждает Ибрагим Кубеков.
Его Понтий Пилат похож на тяжелоатлета, завсегдатая тренажерных залов. И он неотвратим как рок. Автор работы признается, что Понтий Пилат в его понимании — воплощение силы, власти, а в этом конкретном случае в его власти находится Иисус Христос.
"Разумеется, Пилат превосходит Христа в физической силе, давит на него, как домкрат, нависает над ним. Но, совершенно очевидно, римский префект не сломал, не сломил своего оппонента. Уничтожил физически, но не сломил его дух. Ни с кем не спорю в этом полотне. Не пытаюсь что-то доказать. Я выразил своё отношение. В эпоху, когда жил Иисус, население большей частью было безграмотным, люди — подвержены слухам, приметам, предрассудкам. Ритуальность заменяла им веру. А на этом фоне расцветают запреты и табуированность. Отсюда рождается категоричность суждений, запреты, дурацкие предписания. И исчезает собственно свобода. А всего-то и надо быть хорошим и добрым, чтобы всем было хорошо", — пояснил Кубеков.
Говорят, будто в споре рождается истина. Художник считает, что в споре рождается вражда, война, зависть, ненависть, а наилучший вариант разрешения конфликтов и мирного сосуществования — умение уважать чужое мнение и чужую свободу.
Фото автора.