Фрески-муралы появились в Нур-Султане
По словам художников, не каждое здание пригодно для фрески, иначе изображение не будет смотреться красиво и гармонично.
В столице становится популярным новый вид уличного искусства – муралы. Второй год подряд в рамках фестиваля Street art профессиональные художники украшают городские здания необычными фресками. На днях новая картина появилась на здании Казахского государственного юридического университета, передает BNews.kz со ссылкой на "Вечернюю Астану".
Ержан Танаев уже более десяти лет работает вместе со своим другом художником Али Закировым. В творческом тандеме они создали, а затем перенесли на фасад здания несколько фресок. В прошлом году отборочный тур фестиваля уличного искусства прошла яркая работа Али, которую можно увидеть в районе ТЦ "Евразия" на пересечении улиц Кюйши Дина и Каныша Сатпаева. В этом году по душе экспертам пришлась работа Ержана, к слову, пока единственная на левобережье города. Как отметили в акимате района "Есиль", к сожалению, кроме здания Казахского государственного юридического университета, здесь пока подходящего фасада больше не нашлось.
Действительно, по словам художников, не каждое здание пригодно для фрески, иначе изображение не будет смотреться красиво и гармонично. К выбору "полотна" для своей работы художники-граффити относятся серьезно. Если здание старое и на стене осыпается штукатурка, то перед нанесением рисунка требуется его реконструкция.
"Бывают неудобными поверхности, где трудно изобразить что-то конкретное, нужно подгонять рисунок под каждое отдельное здание. Если старый дом, то сразу предупреждаем, что рисунок держаться не будет, нужно отреставрировать фасад", — подчеркнул Ержан Танаев.
На воплощение последней работы ушло четыре дня и 130 баллончиков с краской. Причем расходные материалы для этого выбираются самые качественные. Специальная краска в баллончиках способна выдерживать любые погодные условия и держится до пяти лет.
"Сначала с помощью проектора на стене проектируется рисунок и обводится по контуру, затем три последующих дня под палящим солнцем и ветром разукрашивается изображение и корректируются детали — Сложность заключалась в том, что в первый день, а вернее ночь, было очень много комаров. Было сложно стоять на месте, приходилось все время от них отмахиваться. Затем наступили самые жаркие дни — работа у нас под открытым небом. Загар получили сильный, но результатом остались довольны", - поделился секретами мастерства автор работы.
Знакомые силуэты на современный лад
Необходимо отметить, что идеей фестиваля Street art стало возрождение и развитие народных традиций Казахстана и уважение к обычаям Великой степи. Из огромного количества вариантов организаторы постарались выбрать те, которые наиболее ярко передают дух казахского народа. Как рассказал автор графической работы Ержан Танаев, расписанная композиция на здании КазГЮУ — это дань уважения великим художникам, легендам казахской школы живописи Айше Галимбаевой, Салихитдину Айтбаеву и Гульфайруз Исмаиловой. В своей работе Ержан объединил три известные работы авторов. При построении структуры фрески было создано собственное цветовое и графическое решение, но при этом остались узнаваемыми силуэты и колористическая динамика картин.
"Это не точная копия шедевров, а своеобразный творческий микс из известных работ. Они передают казахский дух, быт нашего народа. В своем произведении хотелось соприкоснуться с искусством наших предков и передать его зрителям на современном языке. Например, в картине Салихитдина Айтбаева "Счастье" изображены простые вещи: на переднем плане — семья, позади — долина, на которой резвятся лошади. Глядя на работу, понимаешь, что счастье состоит из обычных вещей и гармонии с самим собой. На двух других картинах изображены танцующая Бибигуль Тулегенова и поющие под аккомпанемент домбры девушки в национальных костюмах. Думаю, эти работы являются знаковыми для казахстанского искусства, и потому выбор пал именно на них", — отметил Ержан Танаев.
Образы великих в городском пейзаже
По информации Управления культуры и спорта, в рамках фестиваля Street art графические изображения — муралы — нанесены на пяти зданиях. Так, в преддверии празднования 175-летия философа, писателя, гуманиста и поэта Абая Кунанбаева молодые художники расписали одно из зданий, расположенное на одноименном проспекте. Таким способом авторы работы смогли передать напутствия великого Абая, которые и сегодня восхищают актуальностью и глубиной значения каждого слова.
Профессиональная команда художников-монументалистов подготовила свои эскизы для росписи трансформаторной подстанции в микрорайоне "Самал". Центральными элементами композиции выступают священное для казахской культуры дерево Байтерек, образ матери народа Отан-ана, колыбель бесiк. Основная идея — передать значение семейных ценностей в казахской культуре и связи поколений.
"Сакральный смысл традиционных национальных орнаментов выполнен в современной подаче и перекликается со сценой из сегодняшней жизни. Необходимо отметить факт бережного отношения авторов к народным традициям, как использование технологических и композиционных приемов вида народного прикладного искусства құрақ көрпе. Роспись, посвященная народному композитору Курмангазы Сагырбайулы, — еще одна работа, которая не может не обратить на себя внимание. Идея работы — передать эмоциональный образ, родившийся из красочных форм и берущий свое начало в накале музыкальной мощи легендарных произведений великого кюйши", - отметили в пресс-службе ведомства.
Одним из последних уличных творений стал мурал художника Асхата Ахмедьярова "Жить с деревом". По словам автора работы, в своем проекте он предлагает пересмотреть эстетику быта в пользу максимального присутствия природы в нашей жизни. Таким образом он "посадил" одно общее тропическое дерево на все этажи жилого здания, расположенного по улице Бейбитшилик.
Если обратиться к истории, то такие направления, как уличное искусство Street art и Graffiti, начинаются еще в древнем мире. Те же наскальные рисунки урочища Тамгалы тоже можно отнести к злободневным направлениям. Однако в современном виде такой жанр уличной живописи, как граффити, появился в Америке еще во второй половине XX века. Ирония историй героев Street art в том, что мало кто знает их настоящие имена. Они не подписывают свои произведения, как живописцы в углу холста, они придумывают новый образ самого себя и делают обыденные городские пейзажи выставочными пространствами.
К счастью, виды уличного искусства перестали считаться проявлением вандализма, стали объектами пристального изучения искусствоведов, приметами интеллектуального уровня развития городской культуры.