Лучше бы Саакашвили позвали – политолог об иностранном советнике Токаева
Что думают эксперты о Суме Чакрабарти - новом внештатном советнике президента РК.
14 сентября стало известно, что экс-глава Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти стал внештатным советником Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева по вопросам экономического развития. А на днях Чакрабарти в своем Twitter сообщил, что займет аналогичную должность и у президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. После этой новости у многих возник вопрос, могут ли главы разных государств делить одного советника. Корреспондент BaigeNews.kz поговорила с казахстанскими политологами и узнала, что они думают насчёт этой ситуации.
Политолог Досым Сатпаев считает, что такая практика может создать проблемы для нашей страны.
О Суме Чакрабарти известно, что он был президентом Европейского банка реконструкции и развития с 2012 по 2020 год. До этого занимал должность постоянного секретаря в Министерстве юстиции Великобритании, а также имел опыт работы в Международном валютном фонде и во Всемирном банке. В ситуации с Чакрабарти и его работе на двух президентов нет ничего особенного, уверен политолог Данияр Ашимбаев. По его словам, воспринимать всерьез позицию внештатного иностранного советника Токаева не стоит."В этом возникает определенная уникальность ситуации, и, конечно, есть определенные риски. Потому что статус советника предполагает доступ к определенной информации служебного характера, может быть, где-то секретного, касательно экономического развития Казахстана, каких-то программ экономических, которые будут разрабатываться, к инсайдерской информации. Как это будет совмещаться с тем, что этот же человек является советником президента другого государства? Пускай дружеского, братского, соседнего, но в любом случае, с точки зрения доступа к информации, это создает определенные проблемы", - говорит Сатпаев.
"Функция у Чакрабарти будет представительская, и он не будет иметь доступ к каким-то реальным властным полномочиям. Поэтому ничего страшного нет. Это назначение больше имиджевое. Чакрабарти не известен ни как экономический гуру, ни какой-то сверхбольшой специалист, просто очередной иностранец, которого привлекли советовать, как лучше делать реформы. Опыт привлечения иностранцев у нас достаточно большой, но я не помню, чтобы это когда-нибудь приносило пользу. Но и вреда, конечно, не приносит, кроме бюджетных расходов. Иностранцы в общем-то повторяют одно и тоже: улучшение инвестиционного климата, борьба с коррупцией, модернизация законодательства. Это у нас и так знают везде, но, когда об этом говорит иностранец, считается, что это более интересно", - говорит Ашимбаев.
Другой казахстанский политолог Ислам Кураев считает, что назначение экс-главы ЕБРР советником сразу президентов двух соседних стран неслучайно. За этим шагом может стоять будущий процесс сближения Казахстана и Узбекистана, и Суме Чакрабарти в этом, возможно, отведена определенная роль.
По словам директора Института Евразийской интеграции Ерлана Саирова, все намного прозаичнее. Вполне возможно, что двум странам просто одновременно оказались нужны опыт работы и навыки Сумы Чакрабарти."Может быть, здесь имеется какой-то общий замысел по развитию центрально-азиатского региона в целом, и в экономическом плане должна произойти некая интеграция между Узбекистаном и Казахстаном на новом уровне, именно в экономическом секторе. Я думаю, может это некий такой ход задуманный, потому что в октябре близится встреча президента Токаева с президентом Турции Эрдоганом. И, по всей видимости, будет предложена новая концепция развития многосторонних отношений на основе тюркской интеграции. (...) Поэтому Чакрабарти и будет консультировать глав Узбекистана и Казахстана. Сказать что, это совпадение, случайность - такого не может быть. Потому что везде есть какое-то логическое завершение. Тем более, зная Узбекистан, мы можем уверенно сказать, что, в случае такого совпадения и такой случайности, мы бы крайне негативно отреагировали, а Узбекистан так вообще бы объявил Чакрабарти персоной нон-грата. Но, видимо, здесь есть определенные договоренности между странами и какой-то план совместный", - высказал предположение Кураев.
Нанимать иностранного специалиста в качестве советника или консультанта в той или иной стране – это распространенная в мире практика. В Казахстане советниками Президента были даже известные политики: например, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Политолог Досым Сатпаев говорит, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев тоже является активным сторонником привлечения иностранных специалистов. Например, граждане Южной Кореи работают в госструктурах соседней страны, курируют модернизацию."Никакой коллизии в том, что специалист в сфере мировой экономики и финансов является советником двух президентов нет. Миссия советника президента заключается в том, чтобы давать рекомендации по эффективному решению социальных и экономических проблем конкретных государств. Я думаю, что у нового советника Президента Республики Казахстан будет достаточно времени, квалификации и навыков, чтобы давать те рекомендации, в которых нуждается Казахстан. Мы знаем, что для Казахстана главным является диверсификация экономики и проведение процесса социальной трансформации общества", - говорит Саиров.
"В мире существует большое количество не менее возможных хороших консультантов, специалистов и советников, которых могли бы тоже использовать, но здесь вытекает другая проблема. А какой смысл нам опять привлекать иностранного консультанта и советника, если мы в течение многих лет на всех углах заявляли о том, что Казахстане выращиваем собственный кадровый резерв? Мы активно готовим собственных специалистов, в том числе в рамках программы "Болашак". Сколько раз было сделано заявление о том, что в Казахстане могут использоваться навыки бывших наших граждан, которые работали и работают за границей на хороших позициях в крупных компаниях? Их тоже могли бы привлекать в качестве советников и консультантов, тем более, что они хорошо знают реалии Казахстана, так как когда-то родились в Казахстане и при этом они имеют опыт работы на международной сцене. Это какой-то непонятный комплекс неполноценности у нас существует, что мы не можем сами ничего придумать, не можем сами где-то что-то разработать без привлечения иностранных консультантов и советников", - считает Сатпаев.По его словам, за 30 лет Казахстан мог бы взрастить собственные квалифицированные кадры. Если власти решили обратить внимание на иностранных специалистов, то можно было бы пригласить бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, говорит политолог. У Саакашвили есть опыт реформирования страны, и он хорошо знаком с ментальностью в бывших советских странах.
"Многие казахстанцы считают, что, если бы Саакашвили был здесь в качестве, если не консультанта, то в качестве человека, который мог бы разрабатывать программы и контролировать их, то, может быть, и результата было бы больше. По крайней мере, он это бы делал с мощной командой таких же казахстанских реформаторов. Они в Казахстане есть, просто им не дают доступа. Если вы посмотрите состав Высшего совета по реформам, меня удивило то, что там чуть ли не половина членов этого высшего совета по реформам - это люди, которые когда-то активно создавали ту самую неэффективную олигархическую экономику Казахстана с доминированием государственного, квазигосударственного сектора. Получается какая-то комическая ситуация: пчелы против меда", - говорит Досым Сатпаев.