"Если народ проголосует". Почему изменения в Конституции важны для Казахстана?
Эксперты высказались о конституционной реформе, инициированной Касым-Жомартом Токаевым.
Как известно, 22 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев внёс в Конституционный совет законопроект о внесении изменений в Конституцию.
"Уверен, что поправки в Конституцию откроют новую главу в истории независимого Казахстана. Это важная веха в строительстве Нового Казахстана", — сказал глава государства.
Список предлагаемых поправок широк. В него входят, например, сокращение полномочий президента, усиление роли парламента и маслихатов, расширение участия граждан в управлении государством, укрепление правозащитной сферы. Кроме того, на конституционном уровне предлагается установить гарантии независимости Уполномоченного по правам человека, а также закрепить в Конституции нормы о том, что народ является собственником земли и природных ресурсов.
По мнению президента страны Касым-Жомарта Токаева, изменения в основном законе страны означают "переход Казахстана к качественно новой модели формирования и взаимодействия институтов власти, укоренение новой политической культуры". Этот процесс назвали "Второй республикой".
BaigeNews.kz поговорил с казахстанскими депутатами и экспертами о том, почему для граждан важна проходящая сейчас конституционная реформа.
Альберт Рау, депутат мажилиса парламента РК:
— Важно понимать: строя правовое государство, мы должны следовать букве основного закона. В этом смысле действующая сейчас Конституция, принятая в 1995 году, позволила в своё время сделать главное — преодолеть кризис и обеспечить восстановление экономики после разрыва хозяйственных связей между бывшими советскими республиками. Для эффективного проведения реформ и преодоления кризисов нужна была централизация власти. По принципу "сначала экономика, потом политика" первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву именно Конституция позволила построить современный Казахстан.
Но сейчас идёт речь о переходе к более устойчивой политической конструкции. В 2017 году уже была инициирована передача части полномочий от президента к парламенту и правительству. Это выражается, например, в согласовании кандидатур министров, после которого идёт назначение. Правительство меняется после парламентских, а не президентских, как ранее, выборов.
Сейчас мы видим не только запрос общества на реформирование, но и важность создания более устойчивой конструкции государства в целом. Здесь есть несколько важных моментов.
Один из них — суперпрезидентская власть. Она эффективна, но устойчивости в ней меньше. Поэтому глава государства Касым-Жомарт Токаев инициировал передачу определенных полномочий парламенту, правительству и на места. Например, уже внедрены выборы сельских акимов, далее последуют выборы на уровне городов и районов. Предлагается внедрить согласование кандидатов акимов регионов на альтернативной основе, что можно приравнять к выборам.
Устойчивости добавит и то, что Конституционный совет преобразуется в Конституционный суд. Это полностью меняет его роль и усилит его функции.
При этом результат этих и других предлагаемых изменений зависит и от самих казахстанцев тоже. Многое зависит от общественных институтов. Ведь можно много чего прописать в законах, но если местные представители власти, общественность не будут этим пользоваться, то и работать ничего не будет. Общество также должно быть ответственным за свою судьбу. Эффективность местного самоуправления будет во многом зависеть от активности самих граждан.
Газиз Абишев, политический обозреватель:
— Изменения в системе выборов в мажилис парламента очень интересные. Согласно поручению президента Касым-Жомарта Токаева будет внедрена система с элементами мажоритарной, что, конечно, хорошо: в нижней палате парламента будут прямые представители округов, также беспартийные кандидаты смогут участвовать в выборах и "пробиваться" в депутаты.
Это хорошо для системы, потому что кандидаты должны будет конкурировать на выборах сами, а не "проскальзывать" в депутаты через партийные списки, особенно в порядке замены, как мы это видим последние полтора года.
При мажоритарной системе региональные дебаты и праймериз оживают. Более того, мажоритарные депутаты, даже будучи партийными, более независимы от своих партий, потому что партии их снять не смогут.
Алибек Тажибаев, директор центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг":
— Особенно важными моментами в конституционной реформе, инициированной президентом Касым-Жомартом Токаевым, я считаю отсутствие какой-либо политической выгоды в этой реформе для власти.
В ходе подготовки реформы подключили общество для выработки предложений и рекомендаций — раз. Президент вышел из партии Amanat, тем самым подтвердив курс на глубокую демократизацию политической системы — два.
Усиление парламента, сокращение полномочий президента, особенно в контексте регионального самоуправления, позволяет рассчитывать на то, что народ Казахстана поддержит на референдуме предлагаемую реформу. Особенно хочется подчеркнуть, что власть открыто призывает каждого казахстанца принять участие в принятии решения — такого мы не видели 27 лет.
Можно было бы просто провести реформу через парламент и всё. Но нас всех призывают разделить ответственность на пути строительства Нового Казахстана, и это вдохновляет.
Реформа — это эволюционный шаг в развитии Казахстана. В современном мировом политическом дискурсе формулировки типа "что-то поменять" воспринимаются как некие радикальные революционные шаги, а не как естественный процесс развития государства.
Если народ Казахстана проголосует за реформу, то изменений будет много. Я надеюсь, что развитие местного самоуправления на уровне районов и сельских округов будет самым большим катализатором для повышения качества жизни в стране — ведь в этом итоговая цель любых преобразований.