Дочь железнодорожника пошла по стопам отца, освоив мужскую профессию в Ерейментау
Марина Павловна Зубрицкая − дорожный мастер Ерейментауской дистанции пути АО "Қазақстан темір жолы", почётный железнодорожник Казахстана. Красивая женщина с дипломом кондитера давно стала своей на железной дороге, в чисто мужском коллективе, прошла закалку суровыми условиями и тяжким трудом, несмотря на то, что уверенно водит трактор, мотоцикл и ходит на работе в спецовке с кирзовыми сапогами, наша героиня остаётся настоящей леди и настоящим профессионалом.
Отец Марины Павловны − Павел Корнеевич Лесовец, родился в 1938 году, с шестью классами образования работал дорожным мастером, начальником участка. Приехал из Украины, когда ему было 16 лет. Здесь, в Казахстане, жил и трудился, на железной дороге отработал 25 лет, ушёл на пенсию в 55 лет.
"Я окончила Карагандинское кооперативное профтехучилище по профессии кондитера. По этой специальности поработала один год и в 1990 году в возрасте 19 лет устроилась на железную дорогу монтёром пути. Почему пошла туда? У меня есть две сестры. Они учились, и я должна была помогать родителям обеспечивать семью, поэтому приехала в Петропавловск и там устроилась на железную дорогу. Отец, конечно, был против: он хотел, чтобы я продолжала учиться. И всё же я осталась", − рассказывает Зубрицкая.
У Марины Павловны трое сыновей. Когда ей было 35 лет, умер муж, и она осталась одна с тремя маленькими детьми. Работать на железной дороге продолжала. Монтёром пути проработала 15 лет, получила второй разряд, затем третий, четвёртый, пятый, после стала бригадиром. Дорожным мастером она трудится последние два года.
"Поменять профессию я никогда не хотела, потому что это моё. Звучит странно. Люди скажут: "Как же так? Тяжёлый труд, работать на жаре, на холоде!" Но мне нравится, по душе коллектив и движение", − признаётся женщина.
По её мнению, почётный железнодорожник – звание высокое. Возможно, говорит, каждый в душе мечтает носить его, но сама она о таком звании никогда не думала. Просто любит, чтобы на работе всё было правильно. Признаётся, что бывает тяжело, но уверена: нелегко бывает в каждой профессии. Трудится она в чисто мужском коллективе, но проблем в этом смысле никаких не видит. Коллеги-монтёры слушаются её и никогда с ней не спорят. К слову, от руководства для меня никаких поблажек как к женщине нет; в их работе требования одинаково жёстки ко всем, как к мужчинам, так и к женщинам, потому что дистанция пути обеспечивает безопасность людей на том промежутке пути, который ей доверили, и по которому ездят поезда.
"Железная дорога тебя дисциплинирует. Мы ходим в кирзовых сапогах, спецодежде, а зимой – в ватниках, валенках. Такова наша одежда, и тут уж не до красоты. Здесь учишься порядку. Вставать приходится рано, в пять часов утра, потому что в шесть уже начинается работа. Когда идёт капитальный ремонт, то большие нагрузки на работе испытывают не только женщины, но и мужчины, ведь все мы люди. Так что нужно иметь ещё и крепкое здоровье, а не только быть дисциплинированным", − дополняет рассказчица.
Отрасль железной дороги сама отбирает людей, отмечает героиня. Те, кто устраивается на железную дорогу и не выдерживает этого труда, увольняются обычно в первый же год своей карьеры. Когда Марина Павловна устроилась монтёром пути, её отец уже был предпенсионного возраста. Чтобы, скажем так, закалить её, продолжая работать там, поручал ей работу потруднее. В итоге её отправляли на смену шпал и другие операции, где нужно иметь немало физических сил.
"Я с молодости привыкла работать так, чтобы моему отцу не было за меня стыдно. Тяжёлого труда не боюсь, вожу мотоцикл, машину, трактор – почти любую технику. Помню, нас, женщин предприятия, вызывали на медкомиссию, а она была очень строгой. Проверяли скорость реакции, физическую силу, объём лёгких. Даже усаживали в кресло, которое крутит тебя то вправо, то влево, и после которого ты должна встать и пройти по ровной линии. Словом, по состоянию здоровья отбор был жёстким", − улыбается она.
При всём этом Зубрицкой всегда интересно наблюдать за поведением коллег-мужчин, которые с ней не знакомы. Если кто-то из них летом или зимой к ней, единственной женщине в коллективе, когда она одета в спецодежду монтёра пути, подходит в первый раз и протягивает ей руку, чтобы поздороваться, а затем видит, что перед ним женщина, то одёргивает руку и не знает, как себя вести с ней − как с дамой или как с мужчиной. Потом все привыкают. Молодые монтёры тоже, придя в их коллектив, сначала смущаются, что та работает с ними вместе, а потом адаптируются, и теперь она уже для них всех своя.
"Я авторитет в своём коллективе. И такая поддержка коллег для меня самое главное. Если я уверена, что они протянут мне руку помощи, это значит, что у нас в команде царят сплочённость, чёткая работа и доверие", − рассуждает королева железной дороги.
До того, как она пришла сюда работать, почти 50 процентов работников отрасли составляли женщины, говорит она. Когда сама Марина Павловна устраивалась на работу в 1990 году, в их околотке было 12 или 15 представительниц прекрасного пола. С 1992 года монтёром пути на железную дорогу женщин уже, кажется, не принимали.
"Не думаю, что я особенная. Каждый человек, который проработал в нашей сфере более 20 лет, может считать себя почётным железнодорожником. Особенно это касается тех, кто всю жизнь отдал этой отрасли и ушёл отсюда на пенсию", − заключает дочь человека, который посвятил отрасли десятки лет честного труда.