Закулисье Мажилиса. Как "рождаются" законы страны
Совещания, заседания, встречи - такой мы видим жизнь депутатов со стороны. Однако, мало кто знает, что за порой длинными часовыми переговорами стоит долгий и кропотливый труд. Корреспондент BNews.kz встретился с депутатами Мажилиса, чтобы узнать, как "рождаются" законы страны .
Депутат от Коммунистической народной партии Казахстана Айкын Конуров встречает нас в своём кабинете на четвертом этаже.
У каждого депутата есть своя приёмная, где располагаются помощники народных избранников.
Приемная, к слову, ничем не примечательна: большой стол, компьютер, принтер, небольшой холодильник и кулер.
Как рассказывает Берик Жусупов – помощник Конурова – в его основные обязанности входит подготовка плана мероприятий, документов для совещаний и проверка почты.
"Я слежу за графиком Айкына Ойратовича (Конурова – прим. автор). За неделю выходит план мероприятий Мажилиса, и по нему мы собираем информацию. Я выполняю прямые поручения руководства: это подготовка материалов на совещания, встречи. Также веду почту, разбираю письма. Социальные сети он ведёт сам, и доступа к ним нет", - рассказывает Жусупов.
В кабинете у депутата - рабочая обстановка. На столе огромное количество запросов, отчётов, и лишь ярко-голубое пятно выделяется на фоне белых листов - книга, подаренная другом, роман-экофантазия "Я тебя … more".
"Книжку мне подарил мой друг. Это первая в Казахстане экофантазия. Мой друг Бекнур Кисиков ее недавно презентовал. В ближайшее время я ее начну читать", - говорит Конуров.
В ближайшее время - это не раньше чем через месяц. Сейчас работа у депутатов в самом разгаре. На повестке - принятие нескольких важнейших законопроектов. А это - месяцы кропотливой работы. Насколько быстро законопроект одобрят и направят в Сенат, зависит от количества предлагаемых поправок, иными словами - замечаний.
"К сожалению, часто бывает так, что концепция законопроекта не предусматривает те или иные поправки. Но, некоторые депутаты или общественные организации, которые активно работают с Парламентом, настаивают, тогда приходится отправлять их (поправки – прим. автора) на заключение Правительства. Основная проблема – это прохождение этой процедуры, потому что там очень большой круг согласований, который нужно пройти. Поэтому бывает, что законопроект практически готов, но поправки, которые требуют затрат из бюджета страны, находятся где-нибудь на согласовании в каком-нибудь министерстве. А это - время", - рассказывает Айкын Конуров.
Звонит один из трех стоящих у стола телефонов. Айкын Ойратович быстро проконсультировал собеседника на другом конце - на сложном юридическом языке.
Как оказалось, каждый из трех телефонов имеет свою "степень секретности". Один – для связи с населением, второй – для внутренней связи с депутатами.
"Это телефон, который связывает меня с другими депутатами. Я могу по внутреннему номеру набрать, и у них будет отображено, что это я им звоню, также и у них высветится моя фамилия", - уточнил он.
Третий телефон "сверхсекретный", который напрямую связывает с председателем Мажилиса Нурланом Нигматулиным.
"Как часто звонит этот телефон?", - поинтересовалась я.
"Звонит телефон довольно редко", - улыбаясь, ответил Конуров.
На полках, как и на рабочем столе, все в четкой последовательности, все папки подписаны и расставлены по алфавиту.
"Здесь очень интересные документы, которые в будущем могут мне понадобится. Я сделал стикеры, которые потом клею на папки. Вот, к примеру, в этой папке все, что связано с социалкой, медициной, здесь моя поездка в США", - проводит мини-экскурсию Айкын Конуров.
Папки на полках расставлены в идеальном порядке не случайно. Работа с законопроектами требует безупречной четкости. Неделя депутата начинается с плана мероприятий Мажилиса, который формируют еженедельно. К примеру, сегодня (в четверг – прим. автора) у Конурова было одно заседание по поправкам к законопроекту АПК.
Интересуемся, как часто при рассмотрении и принятии законопроектов депутаты учитывают настроения людей в соцсетях.
"Раз я политик, считаю, что нужно ориентироваться на те социальные сети, которые интересны СМИ и другим политикам. В основном это Facebook. На фильмы времени нет, но новости смотрю регулярно", - отвечает Айкын Конуров. - Из телеканалов предпочитает Euronews и Atameken Business Channel".
Что касается законопроектов, то в целом право предлагать законы в Казахстане есть у Правительства и Парламента. В то же время, как показывает практика, возможностей у исполнительной власти больше, чем у законодательной.
"Право законодательной инициативы у нас (депутатов – прим. автора) есть, мы им пользуемся. К сожалению, возможности у Правительства и Парламента разные. Во-первых, для этого требуется серьёзная аналитическая работа. Допустим, при Конгрессе США есть так называемая библиотека Конгресса, это огромный институт, который может проводить различные исследования, предоставлять необходимую депутатам информацию буквально в трёхдневный срок по запросу Сената или конгрессмена. У нас, к сожалению, пока такой возможности нет. У нас есть отдел законодательства, аналитический, но возможности по инициированию законопроектов больше у Правительства, чем исполнительная власть и пользуется", - поясняет собеседник.
Вновь звонит один из телефонов. На этот раз помощник напомнил ему о выезде через 15 минут. Депутат у нас на глазах меняет пиджак.
"Зачем?", - спросила я.
"У меня есть два одинаковых костюма. Этот костюм со значком у меня всегда находится здесь, по завершению рабочего дня я его оставляю и ухожу в другом, который без значка. В здании Парламента желательно ходить с ним (значком – прим. автора). Иногда в силу внешнего облика меня просто не узнают на охране, считают, что я помощник и требуют с меня пропуск", - смеётся он. К слову, значок выдаётся Центральной избирательной комиссией и имеет свой уникальный номер.
Возвращаясь к вопросу о законах, которые напрямую влияют на жизнь людей, Конуров приводит в пример инициированный в этом созыве депутатами от Коммунистической народной партии законопроект по изменениям и дополнениям в Закон "О дорожном движении". По словам депутата, это был достаточно резонансный законопроект, так как непосредственно касался каждого гражданина страны: пешеходов, велосипедистов и водителей.
"У нас нет жесткого планирования по разработке законопроектов, все диктует жизнь. В этом плане стопроцентная демократия", - отмечает он.
Бывает и так, что уже после одобрения законопроекта появляются новые поправки, которые не были учтены изначально.
"Если взять в пример Закон "О дорожном движении", так и произошло. Он прошел Мажилис, Парламент, с небольшой отсрочкой его приняли. Когда его принимали и когда он ещё лежал до отсрочки введения, общество не интересовалось, а когда его стали применять, общество примерило на себя эти нормы и сказало, что не устраивает. Просчитать все последствия того или иного пункта, именно когда он находится в Парламенте, уже невозможно", - подметил депутат.
Работать над одним законопроектом может неограниченное количество депутатов разных фракций как Мажилиса, так и Сената.
"Мы очень тесно и как партия, и как фракция сотрудничаем с различными общественными организациями. Для нас очень важно их мнение. Конкретно по нашему законопроекту мы считали, что та норма, которую хотели исключить в Законе "О дорожном движении" - дискриминационная в отношении наших граждан и ущемляет их права. Соответственно, первые, кто откликнулся – адвокаты и люди, которые защищают граждан", - пояснил Конуров.
Помимо разработки законопроектов, депутаты не забывают об одной из главных миссий – встречах с избирателями, где черпают "вдохновение" для работы. К примеру, в регионах такие встречи проходят каждый третий месяц.
"Мы принимаем их здесь (в Мажилисе – прим. автора), встречаемся на территории города, нас приглашают трудовые коллективы. Также выезжаем в регионы на 10 дней один раз в квартал. На этих встречах мы получаем самую достоверную и первую информацию. Что не работает по законам, по каким-то пунктам, что создает людям препятствия и проблемы. Когда мы возвращаемся, проводим аналитику, докладываем по инстанциям об этом, применяем другие формы работы – это депутатские запросы, парламентские слушания, правительственные часы. То есть напрямую задаем вопросы министрам и руководителям различного ранга, - у них полномочий в этом плане больше", - уточнил он.
Также, депутаты проводят встречи на территории своих партийных площадок, контролируют работу общественных приёмных, куда граждане могут обратиться с личными проблемами.
На мой вопрос о том, какой помощи просят люди у депутатов, Конуров ответил, что письма бывают разной тематики, начиная от предложений по законопроектам и заканчивая бытовыми проблемами с просьбой о материальной или правовой помощи.
"У нас есть общественные приемные, где граждане напрямую могут получить консультацию юристов, потому что на некоторые вопросы, допустим я как член аграрного комитета, не практикующий юридическую консультацию, не могу фактически ответить. Я считаю, что этим вопросом должен заниматься юрист, который есть у нас в партии, в каждом филиале. Мы туда передаем информацию, и они начинают по ним отрабатывать", - пояснил мажилисмен.
Всё вышеперечисленное и есть повод к ещё одному виду деятельности народных избранников – депутатский запрос.
"Депутатский запрос – это инициатива. И один из видов депутатской деятельности – обращение к Правительству. Особенно это интересно для представителей СМИ, потому что депутатские запросы касаются таких проблем, как экономика, политика. Поэтому, я думаю, что это один из действенных методов взаимодействия Парламента с обществом, Правительством и СМИ", - рассказал он.
Зачитывают запросы депутаты после пленарных заседаний Мажилиса, которые проходят каждую среду.
Как рассказывает Конуров, по регламенту Правительство может отвечать на запрос в течение месяца. Если к сроку ответ не поступает, то это считается грубейшим нарушением и те люди, которые за это ответственны, будут наказаны.
"Если не получаем должного ответа, то можно апеллировать к тому человеку, который составлял ответ. Если человек не собирается тесно сотрудничать, решить эти вопросы, то есть возможность привлечь его в Парламент, и чтобы он ответил перед всем Парламентом, почему он так некорректно ответил депутату. Такая мера есть, она применяется очень редко, мы стараемся все вопросы решить методом прямого разговора с человеком, кому было поручено готовить ответ", - заверил Конуров.
В настоящее время в Комитете по аграрным вопросам в разработке находится один законопроект по агропромышленному комплексу. К рассмотрению предложено уже 1000 новых поправок.
"Сегодня в работе находится законопроект по вопросам АПК, там уже почти 1000 новых поправок, потому что когда он "заходил", был один министр, когда принимался - был другой министр и когда корректировались программы - уже третий министр. Также мы недавно провели парламентские слушания, планируется вскоре правительственный час. Если законопроект по АПК выйдет из стен Парламента, то в рамках именно нашего комитета серьезных законопроектов не предвидится", - дополнил он.
А вот в Комитете по социально-культурному развитию депутаты работают над законопроектами, которые касаются вопросов истории культуры, спорта и социального страхования.
"Законопроекты разрабатываются по мере возникновения вопросов. К примеру, вы знаете у нас сотрясали одно время допинговые скандалы. Вспомним проблемы с выплатами АСП многодетным матерям. Изначально первыми, когда они пришли в Парламент, встретились с ними мы, депутаты нашего комитета. Их было порядка 40 человек, взяли у них заявления и отрабатывали совместно с акиматом", - рассказал секретарь Комитета по социально-культурному развитию Бейбит Мамраев.
Как раз-таки после этого случая, депутаты и написали запрос соответствующим исполнительным органам.
"Мы отправляли депутатский запрос, получили ответ, работа ведётся. Проблемы часто возникают из-за технических несовершенств процесса. Но в настоящее время Министерством труда и социальной защиты проводится большая работа по интеграции информационных систем", - подчеркнул мажилисмен.
В разговоре, депутат Мамраев поднял очень важную на сегодняшний день проблему - знание государственного языка и качество подготовки юристов. Так, по его словам, законопроекты в основном сдают на русском языке и из-за неправильного перевода теряется его смысл.
"Я считаю, что нужно поднять тему юридического образования. Чтобы при подготовке будущих юристов больше участвовали практики. В Великобритании есть такое понятие, как прецедентное право. Если была какая-либо ситуация, то они на основе прецедентного права могут выносить вердикты. У нас в стране нужно поднимать качество подготовки юриста. Также продолжает сохраняться практика, когда законопроекты сдаются на русском языке, и иногда переводы не совпадают. Переводами занимаются в основном переводчики, но не юристы. Нужно чтобы те, кто работает над законопроектами, могли сразу на казахском языке писать", - предложил Бейбит Мамраев.
Всего в системе Мажилиса действуют семь комитетов: по финансам и бюджету, по вопросам экологии и природопользованию, по законодательству и судебно-правовым реформам, по международным делам, обороне и безопасности, по экономической реформе и региональному развитию и ранее названные по аграрным вопросам и социально-культурному развитию.
Справочно: Мажилис - нижняя палата Парламента Республики Казахстан. Состоит из 107 депутатов, из которых 98 избирались по партийным спискам и девять Ассамблеей народа Казахстана.
Последние выборы депутатов Мажилиса были 20 марта 2016 года. Срок полномочий – пять лет.