19 Декабря 2023, 10:19 Фото: mining.com.

Что мешает Казахстану делать новые открытия в геологоразведке

Казахстан нуждается в открытии новых месторождений. Обнаруженные ещё в прошлом столетии недра истощаются, а новых нет. И причин тому несколько – недостаточное финансирование геологоразведки, нехватка профессионалов, слабый государственный менеджмент отрасли. На эти недочеты указал и президент страны в своём сентябрьском послании, передаёт BaigeNews.kz

Определяя вектор развития страны с применением новой экономической модели, президент призвал эффективно использовать конкурентные преимущества страны. Одним из таких преимуществ являются богатые недра Казахстана, которые до сих пор до конца не изведаны. Сейчас площадь изученных геологами земель, покрытая среднемасштабными и крупномасштабными работами, составляет 1,5 миллиона квадратных километра. Глава государства поставил задачу увеличить геолого-геофизическую изученность площади до 2,2 миллионов, при этом делая ставку на поиск редких и редкоземельных металлов.

Еще одна приоритетная задача – снять административные барьеры и оказать всяческую поддержку инвесторам, заинтересованным в разведке и добыче на территории Казахстана, в том числе при частном инвестировании геологического изучения недр.

"К счастью, сейчас как таковых формальных препятствий для работы нет. В 2017 году у нас был принят новый Кодекс РК "О недрах и недропользовании". В нём учли все недочёты, которые действовали в предыдущем законодательстве. Теперь информация о свободе/занятости территории более доступна, право на недропользование предоставляется по принципу "первой заявки", срок разведки составит 6 лет с правом продления еще на 5 лет. Со следующего года Казахстан планирует перейти на международный стандарт KazRC семейства CRIRSCO. По старым действующим контрактам на недропользование рассматривается вопрос сохранения действующей системы ГКЗ (государственная комиссия по запасам полезных ископаемых). В целом надо сказать, что зарубежные инвесторы, зарубежные банки и биржи больше доверяют международным стандартам", — сказал эксперт в сфере геологии и недропользования, председатель Подкомитета по развитию геологической отрасли при НПП РК "Атамекен" Азамат Шалабаев.

Геологоразведка – процесс долгий, рискованный и капиталозатратный. Вся работа происходит в три основных этапа: первый – региональное геологическое изучение недр (ГИН), второй – поисково-оценочные работы, третий – эксплуатационная геологоразведка в период отработки месторождения. Все они крайне важные, и исключить какой-то из них нельзя.

"На первом этапе проводятся исследования по геологическому изучению недр (региональные работы), с целью определения перспективных территорий, для постановки следующих поисково-оценочных работ. Также на этом этапе производятся среднемасштабные и крупномасштабные геологические работы, с целью выделения перспективных рудных площадей, зон минерализации, выявления геофизических и геохимических аномалий, проведение заверочного бурения, оценка прогнозных ресурсов и другая работа. Далее всё это указывается на геологических картах, полученные данные отражаются в отчетах. Необходимо отметить, что во всем мире региональные работы (ГИН) финансируются за счёт государства.

Далее, на втором этапе производится оценка потенциальной промышленной ценности обнаруженных месторождений, отсеиваются проявления, которые не представляют интереса для промышленности, и выбираются объекты для проведения предварительной разведки. На заключительном этапе уже ведётся непосредственная разведка и эксплуатация месторождений", — пояснил он.

Итак, основная минерально-сырьевая база Казахстана истощается. Все крупные месторождения, действующие по сей день, были обнаружены ещё в советский период. За годы независимости, конечно, были сделаны небольшие обнаружения, но по масштабам они не идут в сравнение. К тому же на многих из них разведаны поверхностные богатые месторождения, сейчас же надо работу акцентировать на участки с низким качеством и на глубинное изучение недр.

"Акцентируя внимание на имеющихся объектах, мы перестали развиваться дальше и искать новые месторождения, потеряли системность и стадийность работ. Возвращаясь к этапам геологоразведки, надо сказать, что работы, которые должны проводиться на первом этапе – самые важные. По факту мы их не выполняем, потому что нет ресурсов – нет высококлассных специалистов, нет базы данных с актуальной оцифрованной информацией, и самое главное нет государственного финансирования, нет централизованной системы управления. До сих пор не рассекречены и не оцифрованы геологические данные, собранные в советское время. Развитием геологоразведки, а именно региональными работами в стране не будет заниматься частный инвестор, это задача государства, инвестор придёт на уже подготовленную почву – когда ему покажут результаты региональных работ, будут выделены перспективные площади, предоставят оцифрованные геологические карты и так далее", — сказал эксперт.

В декабре прошлого года в Казахстане была презентована Концепция развития геологической отрасли на 2023-2027 годы. В данном документе прописаны следующие меры решения имеющихся проблем: повышение эффективности изучения недр и восполнения минерально-сырьевой базы, в том числе переход геологических съёмок в 50000-кратном масштабе, взамен 200000-кратного, данной сьёмкой покрыта практически вся территория Казахстана; цифровизация отрасли; научно-исследовательское и кадровое обеспечение, развитие геологической инфраструктуры (создание международных лабораторий, фондохранилищ, кернохранилищ и т.д.).

"Сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность – это те сферы, которые кормят сейчас и будут кормить нас в перспективе. Если мы уже сейчас не займёмся развитием геологической отрасли, то уже в ближайшие 10-15 лет основные запасы будут истощены, многие градообразующие промышленные предприятия будут снижать объемы производства или просто закроются. Люди останутся без работы, города и районные центры, живущие за счёт градообразующих предприятий начнут вымирать, — сетует Азамат Шалабаев.

Следующая важная задача – модернизация системы управления горнорудным сектором. Чтобы менеджмент в этой отрасли работал успешно, в первую очередь основной уполномоченный орган, в чьи обязанности входит развитие геологической отрасли, должно обрести "постоянный дом". За все время существования Комитет геологии кочевал из одного ведомства в другое бессчётное количество раз. Во вторую очередь отрасль нуждается в большем государственном финансировании на региональное геологическое изучение недр и на развитие геологической инфраструктуры страны. К сожалению, размер государственных инвестиций, выделяемых на геологическое изучение недр слишком мал. Так, в нашей стране это всего в среднем 8 долларов на квадратный километр, в России – 25 долларов, в Узбекистане – 98, в Канаде более 200 долларов.

Ежегодное финансирование отрасли значительно упало за последние 30 лет. Если при Советском союзе на развитие геологии выделялось порядка одного миллиарда долларов ежегодно, то сейчас бюджет Комитета геологии составляет в среднем всего около 15-16 миллионов долларов в год.

Необходимо интегрировать деятельность созданной Национальной геологической службы при Комитете геологии с научными и научно-образовательными организациями в области геологии по систематизации, обобщению, анализу и цифровизации геологической информации, планированию и проведению региональных ГИН, проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в области геологии.

Казахстан имеет большой потенциал для открытия новых месторождений. Однако действовать нужно без промедлений, ведь процесс геологоразведки с момента региональных работ по изучению недр, дальнейших поисково-оценочных работ и до освоения месторождения занимает в среднем 10-20 лет.  То есть до получения финансовой прибыли от добычи сырья придется ещё подождать.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!