Ржавая вода и "чеширские" маршрутки для первоклассников: необычайное житьё-бытьё села под Нур-Султаном
Корреспондент побывала в селе Алтынсарина и побеседовала с местной жительницей Гульжан, которая рассказала о нерешенных бытовых проблемах.
В июне этого года в интернете появилось видео жителей села Ыбырая Алтынсарина (ранее известного как село Разъезд №96 Целиноградского района Акмолинской области). Люди жаловались на проблему с водой, там не было даже водопровода. Местные власти тогда обещали разобраться с ситуацией.
Корреспондент BaigeNews.kz побывала в этом селе три месяца спустя после тех событий, чтобы увидеть, что изменилось за это время.
Водопровод и правда провели, только вот качество воды оставляется желать лучшего. Вода из этих труб бежит с ржавчиной и ее невозможно использовать для стирки белого белья. Те из местных жителей, у кого есть возможность, откопали себе скважину, чтобы иметь доступ к чистой воде.
Местная жительница Гульжан поделилась, что главными для людей остаются три проблемы — вода, свет и транспорт.
"В нашем селе часто бывает проблема со светом. Для дачного района, который находится чуть дальше, но также относится к нашему поселку, это тоже проблема. У нас один маршрут, и водопровод один, и свет тоже — у всех это проблемный вопрос. У нас в поселке вода, почему-то, нечистая. Когда мы заселились в наш нынешний дом, у нас были проведены заранее трубы. Когда пошли подключаться, счетчик брали, нам сразу сказали, что если у нас белое белье — то будут проблемы. Они заранее предупреждают, что вода у них не чистая — она желтая какая-то и из-за ржавчины все забивается. Мне сказали, что эта вода для белых рубашек, для белого белья не пойдет. Поэтому с водой по-прежнему проблема", — рассказывает Гульжан.
Женщина говорит, что у нее своя скважина, и что они сами установили фильтр — и это спасает.
"Но у многих в селе такой воды нет, как у нас в скважине. Водопровод стоит, вот видно на трассе. Он идет ко всем точкам. Напора этим летом у нас не хватало, то бежало по капельке, то вообще отключали. Очень тяжело, конечно. Народ страдает из-за нехватки воды, из-за частого отключения света", — говорит жительница села.
На выезде из поселка на здании висит надпись "Питьевая вода". Люди оттуда берут нормальную воду. Но это опять же у кого есть машина. Пешком многим тяжело и далеко нести.
Обращает внимание женщина и на проблемы с общественным транспортом. Многие люди работают в городе, но маршрутки туда ходят нерегулярно и редко.
Транспортная проблема сельчан заключается в том, что "маршрутки" превратились в подобие исчезающей улыбки небезызвестного чеширского кота — они вроде как есть, но по факту их нет.
"Сегодня утром из трех маршруток только две вышло. Потом в течении дня одна "маршрутка" только ходила. Вчера одна "маршрутка" была с утра, после обеда две вышли на целый день — но и то, это только к часам четырем появилась вторая "маршрутка". Люди уже чуть ли не плачут, пишут в автопарк. Невыносимо, правда. В пригородном селе живем же. Намного лучше, мне кажется, в Талапкере — у них автобусы регулярно ходят. И нам приходится идти и голосовать, и гадать — подберут или не подберут до города. Вот здесь у нас до города останавливается три автобуса", — рассказывает Гульжан.
"Сейчас же школа началась. Я на днях сама ездила в город вчера в обед, мне нужно было в ЦОН. Сейчас садятся много учеников. И тот маршрут, которым дети пользуются в обед, когда едут на учебу — он не вышел. Один день вышел, два-три дня опять не было. Люди в автопарк хотят ехать, уже не знают, куда жаловаться. В 109 звонят. Очень люди страдают из-за этой проблемы", — говорит жительница села.
Здесь есть два школьных автобуса. Но тем детям, которые в городе учатся, порой сложно добираться до столицы.
"Многие дети учатся в городе. Взрослые, практически все, кто здесь живет — работают в городе. У кого машина, тем легче. Но тем, кто добирается на "маршрутке" — сложно. Люди говорят, хотя бы этот маршрут нормально бы ездил и меньше проблем было бы. Хотя бы одна проблема была бы полностью решена. Начало есть, конца нет. На полпути все бросают. Люди и в автопарк звонят, и в Энергосбыт жалуются, но ничего не меняется", — возмущается Гульжан.
Женщина также добавляет, что дороги здесь узкие, а машины несутся и чуть ли не сбивают детей. Тротуаров нет. Приходится сопровождать детей в школу.
"Я вот утром отводила внучку в четвертый класс, как раз в час пик. Ее как-то чуть не сбили здесь, когда она из магазина шла днем. Они с такой скоростью несутся. Здесь знаков ограничения скорости нет. Даже возле школы", — говорит Гульжан.
"Детей много в школе учится. В две смены. У нас в этом году три первого класса уже — 60 человек. И число растет с каждым годом. Люди переезжают из города. Потому что там во время пандемии коронавируса тяжело многим из-за ограничений. Здесь есть свежий воздух, здесь дети двигаются, на улице чаще находятся. Так-то поселок хороший, люди хорошие. Но вот три основные проблемы всё никак не решаются — свет, вода и "маршрутки", — говорит жительница Алтынсарина.
Фотографии Артема Чурсинова