Чемпион Азиатских игр, фехтовальщик Алексанин о детстве, Олимпиаде в Лондоне и о главной поддержке
Дмитрий родился 18 декабря 1991 года.
Алматы. Декабрь 2020 года. В эти дни казахстанский фехтовальщик (шпага), мастер спорта международного класса, чемпион и призёр Азиатских игр Дмитрий Алексанин тренируется в родном городе. Корреспондент BaigeNews.kz связался с Дмитрием и узнал подробнее о его детстве, участии в летних Олимпийских играх 2012 года, победе на Азиаде в 2018 году и, конечно, о времени на карантине и планах на будущее.
А еще Дмитрий поделился с редакцией фотографиями из личного архива. Мы попросили его прокомментировать каждый снимок.
Детство
— Начал заниматься фехтованием с 2002 года. Брат тоже занимался фехтованием. Так получилось, что родители работали с тренером в бизнесе. Мы приезжали после школы с братом к родителям пообедать. В те дни тренер нас и заметил, предложил привести нас в фехтование. Получается, что сами не выбирали, за нас выбрал папа.
Наверное, после школы стал заниматься фехтованием профессионально.
— Был ли подростковый бунт, что не хотите этим заниматься?
— Конечно, был. Не понимал, что это за вид спорта. Честно, о нем не знал. Когда пришел в зал, то не понимал, что происходит. Когда были маленькими (с братом — прим.ред.), играли в футбол и так далее. Поначалу не понравилось. Потом первые соревнования, медали — завлекло. Так и остался. С 8-го класса, примерно, осознал, что буду заниматься спортом. Потому что было много соревнований, много пропусков. Учиться было уже не вариант. (улыбается).
Дмитрий о фотографии: "Первый класс, не помню своих эмоций. Но уже был рад, что закончил первый класс.
— Давайте перенесемся снова в прошлое. Было ли сложно заниматься фехтованием в детские годы? Все же это довольно дорогой вид спорта.
— Начало 2000-х.... Это вопрос, скорее всего, к родителям. Наверное, было сложно. Нас два брата, двоих надо было одевать. Сами понимаете, родители всегда вкладывают в своих детей по максимуму. Наверное, было тяжело, пока не стали заниматься профессионально. Сейчас нам выдают форму для тренировок, создают условия, чтобы мы ездили на соревнования. С этим проблем сегодня нет.
— А сохранились какие-то особенные воспоминания с детства? Когда только начали заниматься фехтованием?
— Я помню наш первый зал. На Шевченко/Байзакова в Алматы, куда нас привели. Помню такие деревянные полы, не паркет. Старые советские аппараты, дорожки, костюмы на пуговицах.
2012 год. Олимпиада в Лондоне
Наверняка, многие казахстанцы помнят летние Олимпийские игры в Лондоне. Те Игры получились для казахстанской сборной действительно выдающимися. На Олимпиаду тогда отобрался и фехтовальщик Дмитрий.
— Вы участник Летних Олимпийских игр в Лондоне. Помните, как проходили отбор?
— Конечно. Это самая незабываемая история. Помню, что это был последний отборочный турнир перед Олимпиадой. Моих шансов на попадание на Игры было где-то 10 процентов. Нужно было, чтобы совпало много факторов. Мне нужно было попадать, как минимум, в финальную восьмерку. В итоге, занял на этапе Кубка мира в Париже третье место. При этом, остальные факторы тоже сложились. Звезды сошлись. Мне ведь тогда было 19 лет, пацан. Я сильно радовался. Незабываемый турнир.
— А помните саму Олимпиаду?
— Прилетели в Лондон. Дожди. Олимпиада. Но сильно не осознавал, насколько это серьезные соревнования, потому что пару лет назад закончил школу, а тут попадаю на Игры. Не знаю, рассчитывал или нет я на медаль там. Хотя, конечно, рассчитывал. Но был пацаном, не осознавал, что это настолько серьезные соревнования. Мне нравилось там находиться. Если бы это случилось сейчас, то конечно, для меня нет смысла просто ехать на Олимпиаду. Есть смысл только медали там завоевывать. Только такие сейчас приоритеты.
2018 год. Азиатские игры в Джакарте (Индонезия).
Напомню, казахстанский шпажист Дмитрий Алексанин стал чемпионом Азиатских игр в 2018 году, победив в финале олимпийского чемпиона из Южной Кореи Пак Сан Ена.
Как признается Дмитрий, для него эта медаль на сегодня самая ценная.
Фото: пресс-служба НОК, olympic.kz.
— Пожалуй, ваше главное достижение на сегодня — это золото на Азиатских играх в 2018 году в Джакарте.
— Да, действительно так.
— Это ваша самая ценная медаль?
— Да, на данный момент. У меня много медалей там с этапов Кубков мира, чемпионатов Азии. Ведь еще получилось, что в финале Азиады был олимпийский чемпион.
Я осознанно шел к этой золотой медали. Примерно восемь месяцев усердно тренировался к Азиаде. И выиграл.
— Есть уже стена для медалей?
— Пока они просто лежат в шкафчике. Кубки стоят.
На фото Дмитрий с тренером Альбертом Шешиным.
Главная поддержка
Как признается сам Дмитрий, его главная поддержка семья.
2018 год. После победы на Азиатских играх.
Дмитрий о фотографии: "Это мой отец, благодаря которому я и попал в фехтование! Без него ничего бы не получилось из меня".
Еще фотография из архива Дмитрия. Здесь он вместе с мамой.
Комментарий Дмитрия к фотографии: "Это моя мама, ей я благодарен больше всего на свете".
По словам Дмитрия, родные всегда его поддерживают, смотрят соревнования и активно за него болеют.
— А с кем первым делитесь эмоциями от побед?
— Конечно, с женой. Викторией. Мы поженились в 2020 году.
Дмитрий о фотографии: "С моей женой, только самые светлые и положительные эмоции, она у меня самая прекрасная. Моя муза".
2020 год. Карантин плюс шансы на Олимпиаду
Как подчеркивает Дмитрий, ему как спортсмену, не хватает международных стартов, соревнований.
— Как сложился для вас 2020 год?
— До марта все было хорошо, а затем режим усиленного карантина. Тренировались в домашних условиях. Соревнований практически у нас не было.
— Получается, вы сложно пережили карантинный период?
— Да, сложно. Потому что в таком виде спорта, как фехтование, нужны постоянно спарринги, бои. А их нет. Старались просто физически поддерживать форму. Без соревнований тяжело. Каждое состязание — это некий опыт. Когда их нет, ты не то, что теряешь навыки, но начинаешь где-то зажиматься. Когда нет сильных спаррингов, очень тяжело. Сейчас начали заниматься — тренируемся друг с другом, всё равно это не то, так как нет соревнований.
— Следующие летние Игры теперь состоятся только в 2021 году в Токио. Какие у вас шансы отобраться на Олимпиаду?
— Если Игры состоятся, то 50 на 50. Потому что очень тяжелый отбор. С командой мы скорее всего уже не попали. Осталась надежда на личный отбор. Будем готовиться. У нас осталось два турнира, однако пока не знаю, когда они пройдут. Надеемся, что, хотя бы весной их проведут. И там уже все будет ясно.
— Но может быть, звезды снова сложатся так, что вы пройдете на Игры…
— А я и не сомневаюсь (смеется).
О своем 30-летии
— В университете вы учились на тренера. Есть мысли, что после завершения карьеры будете тренировать?
— Пока об этом не думал. Потому что в фехтовании можно до 40-45 лет выступать. Но, как и все, скорее всего. А чем нам спортсменов еще заниматься после?
— Не за горами 30-летие. Для многих — это новая веха, переход в другое десятилетие. Есть уже какие-то такие ощущения или еще нет?
— Вообще нет. По самочувствию, я застрял в возрасте 21 года. У нас такой вид спорта, что зачастую свой топовый уровень атлеты показывают с 27 лет. Всегда хочется медалей, пьедесталов, чтобы поднимался на соревнованиях наш флаг.
Фотографии представлены Дмитрием Алексаниным, из его личного архива.