24 Апреля 2021, 17:11
Фото: Рената Актаева
Без автобусного сообщения остались десятки населенных пунктов Костанайской области
Еще пять лет назад внутри Костанайской области имелось 75 автобусных маршрутов, а сейчас их осталось всего 44, передает корреспондент Baigenews.kz.
Жительница села Босколь Карабалыкского района Загипа Сулейменова в областной центр вынуждена ездить на такси. Автобусы из ее села попросту не ходят.
"Автобус ходит только до поселка Карабалык, а там добирайся, как хочешь. Поэтому в город ездим на такси. В одну сторону 3000 тенге платим. Итого поездка обходится минимум в 6000 тенге. Да и такси ходит нерегулярно, нужно заранее заказывать", − сетует женщина.
Десятки автобусных внутриобластных маршрутов закрылись в 2020 году в связи с пандемией коронавируса и введением ограничительных мероприятий: около пяти месяцев регулярные автобусы попросту не ходили из-за запрета на работу. Руководитель крупной компании по пассажирским перевозкам Ботагоз Бопатаева говорит, что из-за столь долгого простоя водители уволились.
"Рейсы внутри области были закрыты, они все оказались ненужными. Тут же появились нелегалы, нерегулярных перевозчиков стало больше, чем официальных. Мы остались один на один со своей проблемой, были на самовыживании. Те же кафе работали хотя бы с перебоями, а нам категорически запретили. А сейчас автобусы начали ходить, но мы несем колоссальные убытки. Во-первых, нет прежней наполняемости, во-вторых, транспорт нужно перед рейсом помыть, провести санитарную обработку. Добавьте трату на топливо, запасные части, механиков, медиков. Плюс дороги внутри области в большинстве своем оставляют желать лучшего", – говорит Ботагоз Бопатаева.
В условиях отсутствия автобусов пассажиры были вынуждены пересесть на нелегальное такси. На регулярных маршрутах наполняемости нет. По словам перевозчиков, бывают ситуации, когда 25-местный автобус везет троих человек.
"Раньше до 15 рейсов ходили через поселок Аулиеколь. И там, на селе, я построила новый автовокзал. А сейчас я вынуждена его закрыть, кто там билеты будет теперь продавать? У нас по области практически везде автовокзалы позакрывались. Только Костанайский автовокзал остался. За 2020 год у нас в Костанайской области полностью транспортная система пришла в упадок. Сейчас начинать этот бизнес очень тяжело. Таксисты втридорога берут. Взять, к примеру, поселок Качары, куда ходили наши автобусы. Стоимость билета из Костаная до Качар была где-то 800 тенге, а сейчас до этого поселка минимум доедете за 4000 тенге. И людям приходиться оплачивать. А куда деваться?", – задается вопросом Ботагоз Бопатаева.
О сложности ситуации говорит и обстановка на самих автовокзалах. К примеру, на самом крупном – Костанайском – в десятки раз упал пассажиропоток.
"На данный момент пассажирские перевозки находятся в критической ситуации, испытывают очень серьезные трудности. Соответственно, в кризисе и автовокзалы, так как мы взаимосвязаны. К примеру, на данный момент из 16 районов области только в пяти есть транспортное сообщение. Остальные потеряли транспортное сообщение с областным центром. В оставшиеся пять районов ежедневно уходит, грубо говоря, один автобус. До это сюда ходили и пять, и шесть рейсов в день. Пассажиропоток был 1200-1500 тысяч человек ежедневно с костанайского автовокзала. На данный момент он составляет 80-100 человек в день", – рассказывает директор Костанайского автовокзала Есен Нурмагамбетов.
До пандемии автовокзал обеспечивал работой более сотни человек. Сегодня коллектив предприятия составляет 28 человек. По словам Есена Нурмагамбетова, сами автопарки теряют квалифицированных рабочих: механиков, слесарей, электриков.
"Первые тревожные звоночки были еще до пандемии. Основная проблема-то всем давно известна. Это нелегальные перевозки, ну и, наверное, то, что на данный момент не предусмотрены государством субсидии. Перевозчики из-за нерентабельности маршрута бросают бизнес. Содержать автопарки, вокзалы – дело дорогое. А у нелегала всех этих трат нет. Как и нет уверенности в безопасности передвижения", – считает Есен Нурмагамбетов.
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог о проблеме знают не понаслышке и готовы помочь бизнесу субсидиями.
"Действительно, сложилась такая ситуация, что регулярные автобусные маршруты стали нерентабельными. У нас нет в данной сфере государственных коммунальных предприятий, на этом рынке работают частные лица − это ТОО, индивидуальные предприниматели. При этом государство может выделить субсидии для социально значимых маршрутов. В регионе работает тарифная комиссия под руководством первого заместителя акима области Ионенко. И она рассматривает этот вопрос в соответствии с правилами субсидирования", − сообщила руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Гульнар Бекмухамедова.
И для того чтобы получить субсидии, перевозчик должен доказать нерентабельность маршрутов, предоставив расчеты согласно имеющейся методике. Если тарифная комиссия решит, что расчеты достоверные, а перевозчик доказывает свою несостоятельность при действующем тарифе, то маршрут субсидируют. Механизмом поддержки воспользовался пока один перевозчик, ему компенсировали затраты на передвижение по двум автобусным маршрутам.
Власти региона планируют провести в ближайшее время тендер на пассажирские внутриобластные перевозки. Ранее сделать этого не позволяла нестабильная ситуация по коронавирусу. Но даже без тендера власти готовы заключить временные договоры на обслуживание маршрутов сроком на два месяца. Только вот желающих работать на убыточных направлениях пока нет.
Жительница села Босколь Карабалыкского района Загипа Сулейменова в областной центр вынуждена ездить на такси. Автобусы из ее села попросту не ходят.
"Автобус ходит только до поселка Карабалык, а там добирайся, как хочешь. Поэтому в город ездим на такси. В одну сторону 3000 тенге платим. Итого поездка обходится минимум в 6000 тенге. Да и такси ходит нерегулярно, нужно заранее заказывать", − сетует женщина.
Десятки автобусных внутриобластных маршрутов закрылись в 2020 году в связи с пандемией коронавируса и введением ограничительных мероприятий: около пяти месяцев регулярные автобусы попросту не ходили из-за запрета на работу. Руководитель крупной компании по пассажирским перевозкам Ботагоз Бопатаева говорит, что из-за столь долгого простоя водители уволились.
"Рейсы внутри области были закрыты, они все оказались ненужными. Тут же появились нелегалы, нерегулярных перевозчиков стало больше, чем официальных. Мы остались один на один со своей проблемой, были на самовыживании. Те же кафе работали хотя бы с перебоями, а нам категорически запретили. А сейчас автобусы начали ходить, но мы несем колоссальные убытки. Во-первых, нет прежней наполняемости, во-вторых, транспорт нужно перед рейсом помыть, провести санитарную обработку. Добавьте трату на топливо, запасные части, механиков, медиков. Плюс дороги внутри области в большинстве своем оставляют желать лучшего", – говорит Ботагоз Бопатаева.
В условиях отсутствия автобусов пассажиры были вынуждены пересесть на нелегальное такси. На регулярных маршрутах наполняемости нет. По словам перевозчиков, бывают ситуации, когда 25-местный автобус везет троих человек.
"Раньше до 15 рейсов ходили через поселок Аулиеколь. И там, на селе, я построила новый автовокзал. А сейчас я вынуждена его закрыть, кто там билеты будет теперь продавать? У нас по области практически везде автовокзалы позакрывались. Только Костанайский автовокзал остался. За 2020 год у нас в Костанайской области полностью транспортная система пришла в упадок. Сейчас начинать этот бизнес очень тяжело. Таксисты втридорога берут. Взять, к примеру, поселок Качары, куда ходили наши автобусы. Стоимость билета из Костаная до Качар была где-то 800 тенге, а сейчас до этого поселка минимум доедете за 4000 тенге. И людям приходиться оплачивать. А куда деваться?", – задается вопросом Ботагоз Бопатаева.
О сложности ситуации говорит и обстановка на самих автовокзалах. К примеру, на самом крупном – Костанайском – в десятки раз упал пассажиропоток.
"На данный момент пассажирские перевозки находятся в критической ситуации, испытывают очень серьезные трудности. Соответственно, в кризисе и автовокзалы, так как мы взаимосвязаны. К примеру, на данный момент из 16 районов области только в пяти есть транспортное сообщение. Остальные потеряли транспортное сообщение с областным центром. В оставшиеся пять районов ежедневно уходит, грубо говоря, один автобус. До это сюда ходили и пять, и шесть рейсов в день. Пассажиропоток был 1200-1500 тысяч человек ежедневно с костанайского автовокзала. На данный момент он составляет 80-100 человек в день", – рассказывает директор Костанайского автовокзала Есен Нурмагамбетов.
До пандемии автовокзал обеспечивал работой более сотни человек. Сегодня коллектив предприятия составляет 28 человек. По словам Есена Нурмагамбетова, сами автопарки теряют квалифицированных рабочих: механиков, слесарей, электриков.
"Первые тревожные звоночки были еще до пандемии. Основная проблема-то всем давно известна. Это нелегальные перевозки, ну и, наверное, то, что на данный момент не предусмотрены государством субсидии. Перевозчики из-за нерентабельности маршрута бросают бизнес. Содержать автопарки, вокзалы – дело дорогое. А у нелегала всех этих трат нет. Как и нет уверенности в безопасности передвижения", – считает Есен Нурмагамбетов.
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог о проблеме знают не понаслышке и готовы помочь бизнесу субсидиями.
"Действительно, сложилась такая ситуация, что регулярные автобусные маршруты стали нерентабельными. У нас нет в данной сфере государственных коммунальных предприятий, на этом рынке работают частные лица − это ТОО, индивидуальные предприниматели. При этом государство может выделить субсидии для социально значимых маршрутов. В регионе работает тарифная комиссия под руководством первого заместителя акима области Ионенко. И она рассматривает этот вопрос в соответствии с правилами субсидирования", − сообщила руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Гульнар Бекмухамедова.
И для того чтобы получить субсидии, перевозчик должен доказать нерентабельность маршрутов, предоставив расчеты согласно имеющейся методике. Если тарифная комиссия решит, что расчеты достоверные, а перевозчик доказывает свою несостоятельность при действующем тарифе, то маршрут субсидируют. Механизмом поддержки воспользовался пока один перевозчик, ему компенсировали затраты на передвижение по двум автобусным маршрутам.
Власти региона планируют провести в ближайшее время тендер на пассажирские внутриобластные перевозки. Ранее сделать этого не позволяла нестабильная ситуация по коронавирусу. Но даже без тендера власти готовы заключить временные договоры на обслуживание маршрутов сроком на два месяца. Только вот желающих работать на убыточных направлениях пока нет.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!