Азербайджан обогнал Казахстан по ценам на бензин
«Качели» цен на нефть на мировом рынке в последние месяцы стабилизировались в районе 50 долларов за баррель. Это, как заявляют официальные лица, комфортная цена для нефтедобывающих стран. Несмотря на это, во многих уголках планеты идет процесс повышения стоимости топлива и другие энергоносители. В субботу тарифы на бензин изменились в Азербайджане, передает собственный корреспондент BNews.kz.
Тарифный (ценовой) совет Азербайджана днем ранее принял решение о повышении цены на самый популярный в стране бензин марки AИ-92. Розничная цена на бензин выросла на 28,6% – с 0,70 до 0,90 маната, или с 0,41 до 0,47 доллара. Совет обосновал рост цен на бензин вопросами повышения качества и улучшением экономической среды. Решение принято на основе обращения Государственной нефтяной компании SOCAR. При этом отмечается, что, несмотря на повышение цены на бензин марки АИ-92, в Азербайджане он по-прежнему стоит дешевле, чем в Грузии, США, России, Украине и Казахстане.
Действительно, как утверждают эксперты, розничная цена автомобильного бензина марки АИ-92 в Азербайджане по-прежнему ниже по сравнению с большинством стран СНГ и региона. Так, в настоящее время розничная цена одного литра бензина АИ-92 в Грузии составляет 0,84 доллара, России - 0,63 доллара, Беларуси - 0,59 доллара, Украине - 0,98 доллара. При этом после нынешнего повышения Азербайджан на 0,04 доллара обогнал Казахстан по стоимости АИ-92.
Вне конкуренции известная своими высокими топливными ценами Турция - 1,43 доллара за литр, и Иран, где средняя цена бензина составляет 0,40 доллара.
«Повышение тарифов на основной вид топлива в Азербайджане было ожидаемым. После последнего увеличения розничной цены на литр импортного бензина в феврале текущего года, разрыв в цене с отечественным бензином заметно вырос. Бренд «Super» стал дороже в два раза, а «Premium» — в 1,71 раза дороже АИ-92. Хотя экономических оснований для этого нет, и повышения можно было избежать», - прокомментировал ситуацию BNews.kz эксперт-экономист Самир Алиев.
По мнению С.Алиева, единственное основание для повышения цен на бензин – неэффективное расходование средств Госнефтекомпании и стремительный рост ее долгов.
Эксперт уверен, что подорожание АИ-92 повлечет за собой рост цен в других секторах, особенно в транспортной сфере.
Коснувшись проблем в производстве автомобильного бензина в Азербайджане, собеседник агентства отметил, что, в 2014 году SOCAR, столкнувшись с проблемой обеспечения внутреннего спроса, прекратила экспорт бензина, а все производство направила на выпуск бензина марки АИ-92.
«Несмотря на то, что Азербайджан является нефтедобывающей страной, сегодня в республике нет нефтеперерабатывающего завода, который мог бы не только удовлетворить внутренние потребности, но и производить экспортную продукцию. Перспективы в этой связи тоже удручающие, так как на сегодняшний день SOCAR больше занята инвестиционными проектами за рубежом, из-за чего сроки завершения начатой в сентябре прошлого года реконструкции НПЗ имени Гейдара Алиева все время смещаются», - заключил С.Алиев.