К чему придёт архитектура Алматы после 30 июня: менять нельзя корректировать
30 июня были приняты поправки в закон об особом статусе Алматы.
Подписанный президентом закон от 30 июня 2022 года № 130-VII ЗРК в числе прочего вносит изменения и дополнения в Закон РК "Об особом статусе города Алматы", которые дают акимату Алматы целый ряд дополнительных полномочий. Теперь муниципалитет может принимать собственные правила в некоторых сферах, которые будут действовать только на территории города республиканского значения. BaigeNews.kz разбирался, как данные новшества повлияют на облик Алматы.
Акимат теперь имеет право разрабатывать и утверждать дизайн-код города Алматы, а также при наличии средств местного бюджета осуществлять организацию и финансирование мероприятий по текущему или капитальному ремонту фасадов, кровли многоквартирных жилых домов, направленных на придание единого архитектурного облика городу Алматы. А также направлять средства на специальный общегородской счёт по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов. Среди других поправок — возможность для акимата Алматы создавать градостроительный совет.
Что с дизайн-кодом?
Дизайн-код, по данным управления городского планирования и урбанистики, вступит в силу после прохождения процедур, предусмотренных законодательством.
"Дизайн-код был разработан более двух лет назад, сейчас он дорабатывается. У нас была проблема — как внедрить понятие дизайн-кода в законодательство Казахстана, сейчас над этим работаем, принятые поправки в Закон "Об особом статусе Алматы" позволяют акимату разрабатывать собственные правила, в том числе по дизайн-коду. В нём будет прописано, как должны выглядеть фасады, какие материалы использоваться. Планируем, что дизайн-код утвердим также до конца года", — пояснил заместитель руководителя управления городского планирования и урбанистики Батырхан Сулейменов.
Позже в пресс-службе управления добавили: что касается оплаты за работы по изменению дизайн-кода, вопрос решается.
"Процесс преображения города будет постепенным. Например, реконструкция фасадов возможна в ходе капитального ремонта зданий (а такой ремонт должен проводиться раз в 20 лет). То есть никто не имеет права заставить владельца квартиры убрать остекление балкона или перевесить кондиционер. Для новых зданий или общественных заведений (кафе, ресторанов, магазинов и др.) разработаны рекомендации по оформлению фасадов", — ответили в управлении урбанистики.
Эксперт по урбанистике Анель Молдахметова отмечает, что новый проект дизайн-кода пока не видела, но считает необходимым учитывать при его разработке сейсмику, инклюзивность (доступность для маломобильной аудитории). Но самое главное, что о дизайн-коде можно говорить только после утверждения нового генплана.
Новый генплан: официальная позиция
Действующий генеральный план Алматы принят в 2002 году. За два десятилетия площадь города выросла более чем вдвое.
К 2030 году, по прогнозам, в мегаполисе будут жить около 2,4 миллиона человек. Эти факторы требуют принципиальной корректировки генплана. Как отметил аким Алматы Ерболат Досаев на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК, целью работ по корректировкам является "достижение высокого уровня урбанизации и расширение горизонтов реализации генплана до 2040 года".
До конца года власти города надеются представить новый генеральный план развития.
"В прошлом году в ходе общественных обсуждений поступило множество предложений от горожан, активистов, ранее всех не устраивала диспропорция в развитии периферии и центра. Также задержка связана с тем, что в 2017 году карты сейсмического районирования не были готовы, но сейчас они есть. При подготовке нового генплана нужно, чтобы были учтены мнения всех заинтересованных сторон — жителей, архитекторов, строительных компаний, малого и среднего бизнеса и законодательства. В 2021 году активно шли обсуждения, большинство предложений внесено в проект. Сейчас еще осталась пара вопросов, которые нужно доработать, и скоро он будет обнародован", — в кулуарах фестиваля Go Viral рассказал корреспонденту BaigeNews.kz Батырхан Сулейменов.
Известно, что в новом генплане будет уделено большое внимание развитию современного общественного транспорта, приоритет отводится программе Vision Zero, направленной на сокращение аварийности на дорогах города. Другой большой пункт новшеств касается строительства и архитектурного облика. В частности, в ходе обсуждений предлагалось прописать требование о соблюдении баланса при застройке кварталов. То есть в одном небольшом районе должны быть не только жилые дома, но и офисы, объекты обслуживания, культуры, образования, медицины и досуга. Также генплан предусматривает строгие рекомендации по плотности и правилам застройки.
Уже сейчас известно, что основной принцип нового генплана — полицентричность. Разработчики документа ставят главной целью сделать уровень качества жизни горожан примерно одинаковым во всех районах.
Не надо изобретать велосипед
По словам экспертов, нельзя пренебрегать накопленным веками опытом строительства. То есть при строительстве новых зданий нужно опираться на практики построения жилищ, которые были приняты в Алматы ранее в плане выбора материалов для строительства и опыта, основанного на климатических особенностях.
Городским властям можно воспользоваться внесёнными законодательными поправками и разработкой нового генплана, чтобы вернуться к хорошо забытому старому.
"Сегодня в мире меняют своё направление в сторону того, что у нас уже было в Алматы. То есть вектор развития — соразмерность кварталов и объёмов, идентичность, контекст и климат. Это всё, что было изначально, чем славился город, не надо изобретать велосипед. Сильные стороны Алматы — природа, ландшафт (горы), компактность города, человекоцентричность, парки, квартальная (периметральная) застройка со внутренними дворами, арыки, роза ветров. Золотой квадрат Алматы — пример планировки, к которому сейчас стремится весь мир, пересматривая свои проекты", — говорит общественный деятель, архитектор Жанна Спунер.
К уплотняющей застройке она относится, вопреки мнению многих горожан, положительно.
"Если рядом с вашим домом строят здание, которое загораживает его жителям солнечный свет, то это неправильная застройка, но не уплотняющая. Согласно данным урбанистики, людям нравятся здания не выше девяти этажей, более высокие небоскребы создают ощущение опасности. Уплотнять город нужно, но нужно это делать грамотно", — считает Жанна Спунер.
С прошлого года в Алматы действуют правила застройки, ограничивающие плотность населения: не более 440 человек на один гектар при квартальной застройке, в историческом центре не более 300 человек на гектар. При этом допускается увеличивать плотность на 20 процентов при соблюдении ряда требований.
И теперь южнее проспекта Абая и севернее проспекта аль-Фараби установлено ограничение этажности жилых зданий до девяти этажей с максимальной высотой не более 35 метров до верха парапета.
"440 человек на гектар — это очень сомнительная цифра. Если возьмём расчёты Сан-Франциско, Шанхая, Гонконга, там эта цифра гораздо меньше. У нас есть споры с Алматыгенпланом, главным архитектором города, откуда взяты эти цифры. В центре Алматы в золотом квадрате 330 человек на гектар, это достаточно плотно — и это нормально. Все хотят жить и работать в центре города. Если мы весь город Алматы превратим в центр Алматы, это и будет компактным городом с красивым обликом", — сказала Жанна Спунер.
Замруководителя управления урбанистики Алматы Батырхан Сулейменов подтвердил, что мнения горожан об уплотнении застройки в Алматы разделились наполовину. Но городские власти всячески поддерживают эти дискуссии, ведь в споре рождается истина.
Почему люди хотят жить в центре города?
Эксперт по урбанистике Анель Молдахметова считает, что нынешняя уплотняющая застройка в центре Алматы — ответ на потребности людей, потому что все хотят жить в центре города, где есть всё необходимое для комфортной жизни. По её мнению, чтобы не нагружать центр, нужно город децентрализовывать по принципу Барселоны за счёт блочной системы развития с равномерной транспортной связанностью, равномерным обеспечением районов города объектами культуры и досуга.
"Это всё нужно строить в отдалённых районах, чтобы люди не ехали в центр города, чтобы совершить шопинг или погулять по Арбату. Когда идёт нагромождение на один квартал, появляются "человейники". Людям нужно жильё в центре, но есть те, кто против уплотняющей застройки. Здесь нужно подключать специалистов, кто может работать с генпланом, девелоперами с учётом всех существующих норм. Вопрос не субъективный, а очень практический и человекоориентированный", — поясняет Анель Молдахметова.
Архитектор vs застройщик
Эксперт Молдахметова считает, что нужно демонополизировать интересы застройщиков, чтобы у них не было решающего слова в вопросе того, как нужно строить. Девелоперы редко применяют метод соучаствующего проектирования, поэтому в этом плане ей хотелось бы, чтобы последнее слово оставалось за архитектором, а не за руководством строительной компании/заказчиком. Такого же мнения придерживается итальянский архитектор Рикардо Андреа Марини из группы Яна Гейла, разработавший ряд проектов по преобразованию улиц Алматы (в том числе пешеходные зоны на Арбате и Панфилова).
Он убеждён, что высотные здания — не такая большая проблема для города, если они сделаны качественно, и сохранены деревья. Главный принцип, которым пользуются успешные города, — регенерация пространства с целью сделать его удобным для прогулок, летних кафе.
По мнению архитектора, в новом генплане и при самостоятельной разработке дизайн-кода необходимо следование новой концепции ESG (экология, социальная ориентированность и адекватные принципы управления) при городском планировании.
"Важна социальная ориентированность проекта, польза для людей. И принципы управления, соответствующие стандартам. Девелопмент любит вырубать деревья, но можно делать регенерацию пространства, не вырубая их. Жизнепригодным должен быть город и его общественные пространства. Также важна идентичность", — отметил Рикардо Марини.