Казахстанская кунсткамера неродившихся эмбрионов — фоторепортаж
Музей в Семее известен уникальной коллекцией экспонатов с врожденными уродствами и патологиями развития.
В год 30-летия независимости Казахстана важно отметить роль регионов в становлении науки, образования и медицины, ведь центры научной работы не сосредоточены только в Нур-Султане и Алматы. Одним из таких центров в сфере медицины, безусловно, является Семей. Здесь находится Научно-исследовательский институт радиационной медицины и экологии, изучающий последствия испытаний на печально известном Семипалатинском полигоне. Еще один важный центр медицинской науки в регионе — Медицинский университет Семей.
Корреспондент BaigeNews.kz побывал в Анатомическом музее, который находится при кафедре топографической и клинической анатомии в стенах этого учебного заведения. Экспонаты (хотя работники музея сказали, что здесь их называют препаратами, так как это все-таки рабочий материал для медиков-студентов) музея уникальны, в Казахстане подобной экспозиции больше нет. Но сразу хотелось бы предупредить, что это зрелище не из простых.
Маленькие существа в больших и маленьких банках, заполненных формалиновым раствором... Искалеченные маленькие существа с деформациями развития. И тут главная сложность для стороннего человека, не связанного с медициной — это разделить эмоциональную реакцию от понимания того, что у этой медицинской кунсткамеры, в первую очередь, важная образовательная миссия. Все же не надо забывать, что Анатомический музей в Семее создан преимущественно для студентов-медиков, для школьников, которые хотят стать врачами и для ученых.
Часто этот казахстанский музей сравнивают с Кунсткамерой Петра Первого в Санкт-Петербурге. Многие считают, что плоды детей с патологиями, представленные в музее — непосредственные последствия ядерных испытаний, которые в советское время проходили на Семипалатинском полигоне. Последнее предположение ни подтвердить, ни опровергнуть не представляется возможным, потому что неизвестны ни время, ни место, ни родственники этих плодов с патологиями, несовместимыми с жизнью.
Когда становится известно о таких страшных патологиях, родители сразу отказываются, и поэтому ничего неизвестно о том, когда и откуда были получены эти плоды. Кроме того, согласно врачебной этике медики не могут раскрывать личные данные.
Плоды с патологиями собирались в музее более 45 лет
Музей в том виде, в котором он существует сегодня, был открыт в 1975 году преподавателями кафедры анатомии Семипалатинского государственного медицинского института (ныне Медицинский университет Семей). До этого уже были собраны некоторые из препаратов, собирать их начали со времени основания вуза. Однако они не находились в одном помещении, музея как такового сначала не было. Потом их объединили и официально открыли Анатомический музей.
Набиралось все это постепенно из разных медицинских организаций с клиническими базами, которые были партнерами медуниверситета. Если появлялась какая-либо патология, то больницы сообщали об этом. На данный момент в музее вуза находится около 20 плодов с врожденными патологиями.
С одной стороны, у такого музея есть агитационная роль. К примеру, когда школьники, которые хотят стать медиками, готовятся в поступлению в медуниверситет, они могут подать заявку и посетить этот музей.
Помимо этого, в музей приходят и ученые. Когда в городе проводятся мероприятия, связанные с Семипалатинским полигоном, часто посещают и анатомический музей. Определенно преподаватели университета не могут дать однозначный ответ, связаны ли физические патологии, представленные в их музее с последствием испытаний на полигоне или нет, конкретных данных об этом у них нет. Вероятность, что это как-то связано с радиацией, остается, но, как объясняют работники музея, помимо радиации, есть и биологические факторы, связанные с вирусами и инфекциями.
Калейдоскоп аномалий
Музей находится в одной достаточно просторной комнате, в которой представлены различные препараты с врожденными аномалиями. Сохранением препаратов занимаются сами преподаватели. Регулярно проводится ревизия, и там, где уровень жидкости падает, добавляется необходимое количество раствора, который включает формалин, 90-процентный этиловый спирт и глицерин.
Первым нам показывают плод с недоразвитым головным мозгом. Болезнь носит название анэнцефалия, и означает дефект черепной коробки, в которой выросла грыжа головного мозга.
На пояснительной карточке возле препарата имеется более полное описание этой страшной болезни. Появляется она, как правило в первый же месяц беременности.
"Анэнцефалия — полное отсутствие больших полушарий головного мозга, костей свода черепа и мягких тканей, возникающее вследствие нарушения развития плода в период 21-28 дней беременности, под воздействием вредных факторов окружающей среды. Анэнцефалия встречается примерно 1 (0,5-2) раз на 1000 беременностей. Сочетанные аномалии — у большинства плодов — недоразвитие надпочечников и отсутствие гипофиза, спинномозговая грыжа", — написано в объяснении.
Также интересны такие препараты как торакопаги. В музее мы видим пример близнецов сросшихся по грудной клетке, здесь же видна заячья губа, органы у них частично общие, например, печень.
Следующий препарат, на который обращаем внимание — циклоп. Дефект развития проявляется в том, что имеется только один глаз. Также, из-за того, что глаз находится посередине лица, имеется недоразвитый нос, не видно и отверстия ротовой полости.
После этого переходим к препарату, который демонстрирует гидроцефалию, или водянку головного мозга — серьезное и зачастую неизлечимое заболевание. При этой болезни нарушается лимфообращение — желудочковая структура головного мозга — и в итоге голова увеличивается. В данном случае ребенок, вероятно, уже родился с большой головой, и это было несовместимо с жизнью.
Следующий препарат — пример амниотических перетяжек, то есть заболевания, когда внутри полости матки развиваются перетяжки, которые ампутируют внутриутробные дистальные отделы конечностей.
В пояснении, написанном рядом с препаратом, говорится, что синдром амниотических перетяжек, известный также как адам-комплекс, представляет собой сочетание разнообразных асимметричных аномалий конечностей, в основном в виде ампутаций, черепно-лицевых пороков, пороков развития внутренних органов и передней брюшной стенки. Этиология, то есть причина болезни, до сих пор неизвестна.
Непатологические органы человека в экспозиции музея
Все остальное — это препараты, которые используются на практических занятиях, и там нет никаких отклонений.
В этом разделе можно увидеть опорно-двигательную, пищеварительную, мочеполовую и сердечно-сосудистую системы.
Анатомия человека в 3D-формате
В центре музея находится анатомический 3D стол, который используется для учебного процесса — для практических занятий и для экзаменов. На его экране можно снять определенные слои, например, сделать разрезы и в деталях увидеть различные физические структуры тела человека.
Можно снять какой-то слой, оставить какие-то системы, то, что необходимо наглядно показать и изучить.
На вопрос заменяет ли это работу в морге, работники музея сказали, что в университете работы в морге как таковой нет. И, в целом, с трупами на начальных курсах нет занятий. Вместо этого используется анатомический стол. Так что, в какой-то степени, это альтернатива. Но в университете также есть и собственная операционная.
Каждый из образцов хранится здесь много лет. Они герметично закрыты. Там находится формалин, и он не испаряется. Так они хранятся на протяжении десятков лет в законсервированном состоянии.
Сейчас музей закрыт для посещения из-за пандемии. Во всем университете соблюдаются повышенные меры санитарной безопасности, поэтому имеется ограниченный вход для гостей. В том числе, среди сотрудников в вузе идет четкое соблюдение санитарных норм, действует режим пропусков. Это все делается для того, чтобы снизить риски распространения коронавирусной инфекции. До пандемии здесь частенько проводились экскурсии, приходили школьники, студенты колледжа для учебных целей. И преподаватели университета надеются, что в скором времени удастся возобновить такую практику.
Фотографии Артема Чурсинова