Алматинские велосипедисты требуют создать велополицию и штрафовать пешеходов
Любители двухколесного транспорта недовольны запретом велодорожек в Президентском парке.
Велосипедисты и самокатчики с благодарностью вспоминают решение экс-акима Алматы Бауыржана Байбека - именно во времена его управления городом появилась сеть удобных велодорожек и прокат велосипедов. В целом отношение к пользователям экотранспорта стало намного лояльнее, и даже многие заядлые автомобилисты, устав от пробок, пересели на более мобильные велосипеды, самокаты и моноколеса. Но в последние годы новые велодорожки не появляются, более того - убирают старые. И хоть в городе недавно появился прокат самокатов, ездить на них практически негде.
"Считаю, что велодорожки должны быть в парках, чтобы люди могли там не только бегать и гулять с колясками, но и кататься. Ролики, велики, самокаты и так далее, потому что парк это в первую очередь - здоровый образ жизни и экологичный отдых. Поэтому убирать велодорожки из парка - это глупо. И что там делать в этих парках, пешком только ходить что ли?" - выразил мнение многих алматинских самокатчиков админ группы WhatsApp "Самокатчики Алматы" Владислав Пак.
По мнению большинства владельцев электро- и велотранспорта, главная проблема не в большой скорости и опасности самого транспорта, а в пешеходах, которые не понимают, что нельзя ходить по велодорожкам.
"Мы как пользователи электросамокатов были очень рады, когда прежний аким развивал велодорожную сеть. Этот вопрос хорошо развивался. Но сейчас я вижу, наоборот, вело- и самокатное движение, которое только начало набирать обороты - потихоньку убивают уничтожением велодорожек, велополос. Еще Есимов говорил, что нужно пересаживаться на общественный транспорт, на какой-то альтернативный вид транспорта, чтобы уменьшить количество личного авто, с тех пор этот вопрос поднимался очень активно, все это развивалось. А сейчас я вижу, что в парке запретили кататься, но сами велодорожки там есть, почему по ним ходят пешеходы?" - рассказывает владелица электросамоката Роза Есенкулова.
Роза Есенкулова
Более того, сетуют любители двухколесного транспорта, люди прогуливаются пешком и с колясками по велодорожкам вдоль тротуаров, возмущаясь проезжающим мимо велосипедам и самокатам.
"По Гоголя, например. Есть велодорожка рядом с тротуаром, но люди по ней ходят. Я если там еду, всегда сигналю. Пешеходы не понимают, что для них есть отдельные тротуары, а по велодорожкам опасно передвигаться для их же жизни и здоровья.
Нужно уважать всех участников движения - пешеходов, самокатчиков, велосипедистов, автолюбителей, тех, кто пользуется общественным транспортом. Я бы призвала всех относиться к самокатчикам и велосипедистам как к равноправным участникам дорожного движения. Я знаю ПДД и езжу только по правилам - по правому краю проезжей части, по выделенной автобусной полосе, но мне постоянно сигналят. Мой самокат не разгоняется больше 30 километров в час, как и у большинства самокатчиков в Алматы.
Самокат, как и велосипед, - очень удобное средство передвижения. Каждый человек имеет право выбрать, на чем он хочет передвигаться!" - рассказывает Роза Есенкулова.
Пользователи двухколесного транспорта считают, что власти Алматы должны позаботиться о том, чтобы граждане могли в первую очередь передвигаться пешком. Потому что один из девизов акимата Бауыржана Байбека гласил "Алматы - город для пешеходов!", и нынешний аким продолжает эту политику, предлагая центральные улицы в определенные дни и часы делать пешеходными и закрывать для автомобилей.
Роза Есенкулова
"Нужны нормальные тротуары, пандусы для людей с ограниченными возможностями, мам с колясками. Я часто вижу, что им приходится перескакивать по разбитым ступенькам и ямам на тротуарах. Машины перекрывают тротуары! Пока мы не научимся друг друга уважать, у нас не будет нормального передвижения на любом транспорте.
Меня удивляет, поражает и расстраивает запрет в Парке Первого Президента. Если там была велодорожка, почему ее убрали? Пусть по ней катаются велосипедисты! Почему говорят, что сбивают пешеходов? А что пешеходы делают на велодорожке? Это же выделенная полоса именно для велосипедистов и самокатчиков. Почему пешеходы сами лезут туда и становятся участниками столкновения?" - задается риторическими вопросами Роза.
Активный пользователь электросамоката Алексей Алексеев недавно приобрел моноколесо. Чтобы научиться ездить на необычном транспорте, Алексей потратил немало времени, учился на подземной парковке в окружении опытных товарищей. Алексей считает, что нужны четкие правила пользования велодорожками, и за этими правилами кто-то должен следить.
"Например, в парках это может быть служба охраны парка. Специальные люди должны контролировать движение внутри парка - то есть, запрещать самокатчикам кататься по пешеходным дорожкам, а пешеходам запрещать ходить по велодорожкам. Конечно, это требует усилий.
Но самокатов и прочего электротранспорта с каждым днем становится все больше и больше. Года через три мы придем вообще к коллапсу: их будет примерно в три раза больше, чем сегодня. Потому что этот вид транспорта становится очень востребованным. Велодорожками, прокатом велосипедов и самокатов власти нас поощряют, чтобы мы переходили на экологичный транспорт. В этом году обещали построить еще 25 километров велодорожек, а это стимулирует людей ими пользоваться", - рассказывает Алексей.
Алексей Алексеев
Кроме того, Алексей считает, что алматинцам не хватает информации.
"Вплоть до того, что в парках и на улицах должны стоять люди и раздавать листовки, или с плакатами стоять, или хотя бы просто выставить плакаты "Внимание! Это велодорожка! Пешеходам ходить запрещено!" И потихоньку, за несколько лет, мы сможем приучить людей не ходить по велодорожкам. Таблички, листовки, брошюры - чтобы люди начали понимать, что по велодорожкам не просто нельзя ходить, это опасно", - говорит Алексей.
Алексей Алексеев
Руслан Рахимов - велосипедист со стажем, катается уже три года по городу."В парках должны быть велодорожки, я в этом убежден. Есть взрослые люди, которые добираются на своем электротранспорте на работу, а есть дети и подростки, которым негде просто покататься. Они могут кататься во дворах, рискуя жизнью. Либо они могут с родителями приезжать в парки, как это делается во всем мире. Где-то же дети должны учиться кататься на велосипеде и самокате?" - заключил Алексей Алексеев.
"Очень благодарен руководству города Алматы за то что установили велодорожки по городу, это облегчило жизнь велосипедистам, велокультура стала развиваться. Но недавно появилась новость, что в Парке Первого Президента запретили перемещаться самокатчикам и велосипедистам. У нас и так велодорожки не по всему городу. Плотное движение машин.
Отсутствие культуры - тебя как велосипедиста не воспринимают участником дорожного движения. Поэтому хотелось бы, конечно же, побольше велодорожек. Например, такие улицы, как Суюнбая, там очень плотный трафик, а я вынужден там перемещаться каждый день", - рассказывает Руслан Рахимов.
Руслан Рахимов
"Занятия спортом как таковые теряют свой смысл, потому что ты в плотном потоке машин и автобусов пытаешься перемещаться, тебя выдавливают, сбивают, поэтому мы в основном катаемся по загородным трассам и паркам и поэтому, когда парки закрывают для велодвижения, - это очень печально.
"У нас пешеходы не воспринимают велодорожки как таковые. Они передвигаются по ним, а мы их объезжаем. Пытаемся не травмировать ни пешеходов, ни себя. Был такой случай, когда на велодорожке сбили девушку, и велосипедист был виноват, потому что пешеходы лезут куда попало. Я хочу сказать за всех велосипедистов: Мы просим развивать велокультуру в Алматы, больше велодорожек! И не закрывать парки для велосипедистов!" - сетует Рахимов.
Еще один алматинский активист Михаил Алексеев - сторонник активного образа жизни, который прививает и своим детям. Он не знал, что в Президентском парке ввели запрет на двухколесный транспорт и приехал туда покататься с восьмилетним сыном.
"До того, как в городе появились велодорожки, ездить на велосипеде по дорогам было очень опасно. Так как я обычно езжу с ребенком, постоянно водители пытались нас подрезать, сбить, ну, или вообще не видели. После появления велодорожек, в городе стало ездить безопаснее. Это очень удобно, и я считаю, что такие велодорожки должны быть на всех крупных улицах. Потому что люди пересаживаются на велосипеды. Во-первых - это спорт, здоровье. А если здоровье, то и здоровая нация. И плюс это удобство и чистая экология нашего города", - рассказывает Михаил.
Михаил Алексеев
"Почему запрещают в Парке Первого Президента ездить, я не могу понять. Как мне ответили в акимате, что был случай, когда кого-то сбили на велодорожке. Я могу сказать, что детей сбивают и во дворах, и на улицах, и это не аргумент запрещать ездить на велодорожках. В Парке Первого Президента велодорожка обозначена разметкой, но внутрь не пускают!
Мы поехали в Парк Первого Президента с сыном, покататься на велосипедах. Нас охранник не пустил, можно сказать, нагло выдворил из парка, сказав, что "кататься вы не будете, это запрещено". После этого я обратился в акимат, где мне разъяснили, что был несчастный случай", - рассказывает Михаил.
Михаил Алексеев
"Мне кажется, нужно разъяснять людям, что велодорожки - для езды на двухколесном транспорте, а не прогулок, а тротуары - наоборот. Потому что они не понимают! Я бы на месте акимата сделал еще больше велодорожек, так как это удобно. Есть, конечно, "отмороженные" велосипедисты, так же как и "отмороженные" автолюбители, но их мало. И из-за единичных случаев вводить ограничения на передвижение велосипедистов - это неправильно.
Сделайте тогда велополицию! Сделали же на Шымбулаке лыжную полицию, которая курсирует по горному склону и штрафует нарушителей. Вот так же - пускай в парках охрана не сидит в будке, а ходит и нарушителей штрафует. Еще можно ввести ограничения по скорости. Конечно, это безумие, но надеюсь скоро этот вопрос решится!" - заключает Михаил.
Проблема велодорожек для алматинцев актуальная как никогда. Созданные за время акимата Бауыржана Байбека велодорожки пользуются огромным спросом среди самокатчиков, велосипедистов, моноколесников и прочих пользователей микротранспорта. Однако на главных, самых больших, насыщенных автотранспортом улицах, велодорожек до сих пор нет. Например, на улицах аль-Фараби и Достык людям приходится передвигаться по проезжей части и тротуарам, создавая неудобства и автомобилистам, и пешеходам, и рискуя собственной жизнью. Хотя на этих улицах велодорожки пользовались бы наибольшим спросом - именно там в часы пик многокилометровые пробки.