Алматы обошёл Париж и Лондон по концентрации торговых центров
В 2018 году в Алматы открылось более 50, в Астане более 20 точек операторов сегмента Food & Beverage.
По количеству торговых площадей на 1000 человек Алматы обогнал Париж, Варшаву и Лондон. В 2018 году в городе насчитывалось 30 объектов, и к существующим 1,64 млн кв. метров по планам девелоперов должны прибавиться 270 тыс. кв. метров, сообщает Atameken Business.
Рынок торговой недвижимости в Астане и Алматы переходит к многофункциональным форматам. На фоне снижения заполняемости торговые площади продолжают шириться, что ведёт к обострению конкуренции, а следовательно, и поиску уникального наполнения торговых центров. По прогнозам экспертов, в настоящих условиях сохранят уровень заполняемости и, соответственно, ставки по аренде только те объекты, которые смогут перестроиться под новые условия. При этом единой динамики по стоимости аренды торговых пространств не наблюдается.
"Рынок торговых центров обеих столиц находится на этапе новой качественной эволюции, когда ТЦ и ТРЦ должны становиться центрами общения, переходя от простых форматов к многофункциональным. Этот этап будет сопровождаться редевелопментом концепций объектов, появлением новых форматов в виде: фермерских рынков (объект в объекте), фуд-кортов try and buy (попробовал и купил), коворкингов, библиотек, музеев, театров, образовательных центров, детских садов. В общем, всё, что заставит посетителя провести с удовольствием как можно больше времени", – прогнозирует генеральный директор компании Tetin Лев Тетин.
В 2018 году в Алматы открылось более 50, в Астане более 20 точек операторов сегмента Food & Beverage, приводят цифры в международной консалтинговой компании Colliers International.
Ритейл-проекты, не выдерживающие конкуренции, всё чаще предпринимают попытки изменения концепции с целью увеличения доходов. Всё больше заметен тренд к росту доли развлечения и общепита в составе арендаторов ТРЦ.
"При высокой концентрации качественных торговых объектов на Левом берегу Астаны район Правого берега города показывает высокий потенциал для новых качественных ритейл-проектов, что подтверждает высокий интерес ритейлеров к проекту ТРЦ "Республика Плаза", который на данный момент находится на стадии строительства", – отмечают эксперты CI.
Несмотря на то, что перенасыщение рынка торговых площадей наблюдалось ещё двумя годами ранее, прирост новыми квадратами продолжается. По данным международной консалтинговой компании Colliers International, в ушедшем году в Алматы объём ритейл-платформ увеличился на 11,3%. Общий объём качественного предложения торговых площадей в городе составляет около 1,64 млн кв. м.
По количеству торговых площадей на 1000 человек Алматы обогнал Париж, Варшаву и Лондон, подчёркивает генеральный директор Tetin. В минувшем году в городе насчитывалось 30 объектов, и к существующим 1,64 млн кв. метров по планам девелоперов должны прибавиться 270 тыс. кв. метров.
Ситуация на рынке торговой недвижимости Астаны аналогично развивается под влиянием высокой конкуренции. Динамика роста торговых площадей в столице характеризуется ещё более активным ростом на фоне снижения покупательской активности. Перераспределение трафика посетителей среди действующих ТЦ в сторону новых, более качественных объектов приводит к жёсткой конкуренции за арендатора.
"По итогам 2018 года в столице насчитывается 15 ТЦ общей площадью 0,7 млн кв. м, со средней долей пустующих площадей 10-12%. В 2019-2020 ожидается ввод ещё восьми новых объектов общей площадью 0,36 млн кв. м., а это ещё плюс 52%, что неминуемо приведёт к росту вакантных площадей до уровня 20-24% и обострению ситуации с одинаковыми ТЦ, которые будут требовать пересмотра своей концепции в связи с падением доходности", – спрогнозировал Лев Тетин.