История одного дома престарелых. Алматинский маяк доброты
Добротное трехэтажное здание расположено на одной территории с храмом.
Свой 102-й день рождения Евдокия Александровна Чучманова планирует отметить 14 марта. Сегодня баба Дуся, как ласково зовут ее в пансионате для пожилых людей при храме Рождества Пресвятой Богородицы в мкр Акжар в Алматы, пребывает в здравом уме и не чувствует себя одинокой. Корреспондент BaigeNews.kz рассказывает историю одного пансионата.
По словам директора пансионата Надежды Шильд, Евдокия Александровна живет здесь почти два с половиной года. Родилась баба Дуся в 1920 году в городе Талас в Кыргызстане. Жила в многодетной семье: у девочки было семь братьев и пять сестер. Времена стояли непростые, и получить образование не было возможности. Едва успев подрасти, дети шли работать, чтобы помочь родителям прокормить большую семью. Повзрослев, Евдокия Чучманова устроилась закройщицей на местную обувную фабрику, где прослужила много лет. Выйдя на пенсию, стала работать техничкой в магазине.
Женщина прожила в Кыргызстане до смерти мужа в 2014 году. Детей они не завели, оставаться в родном Таласе было не с кем, и Чучманова переехала жить в Алматы к своей знакомой. А спустя пять лет, в конце ноября 2019-го, поселилась в пансионате для пожилых.
Баба Дуся, говорит Надежда Давыдовна, помнит всю свою жизнь. Любит петь песни и частушки, молиться и играть на балалайке. Очень любит внимание к себе и не переносит одиночества. Впрочем, добавляет Надежда Шильд, это качество присуще всем обитателям пансионата.
Идея организовать дом престарелых, вспоминает женщина, принадлежит бывшему (ныне покойному) настоятелю храма — протоиерею Виталию (Кабачек). Храм находится в микрорайоне Акжар в Алматы. До 1993 года Надежда Давыдовна работала на текстильном комбинате. Потом предприятие распалось, и инженеру-механику по образованию пришлось, как и многим, уйти в торговлю. А в 2019 году настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, ныне покойный отец Виталий, предложил ей стать директором пансионата для пожилых в поселке Акжар, где сейчас доживают свой век четырнадцать бабушек и один дедушка.
"Было страшно. Я ведь никогда такой работой не занималась. А пожилые люди — большая ответственность", — рассказала Надежда Давыдовна.
Чтобы набраться необходимого опыта, бывшая инженер и продавщица в одном лице вместе с настоятелем отправилась на ознакомительную экскурсию по похожим заведениям. Улаживание всех формальностей, различные работы по ремонту и оборудованию помещений заняли чуть меньше полугода. Первого новосела пансионат встретил 10 июня 2019 года.
Добротное трехэтажное здание расположено на одной территории с храмом.
"Это очень большая привилегия для стариков. В таком возрасте для них важно иметь возможность очистить душу", — Надежда Шильд.
Персонал, как и постояльцев, набирали постепенно. Первым для такой работы требовался особый характер. Работать надо было не только за деньги, но и испытывая искреннюю любовь к ближнему, желание помочь беспомощной старушке в любое время суток. Что до самих бабушек, то многие жили очень далеко от пансионата. Ни они, ни их родственники попросту не знали, как туда добраться. Но со временем "сарафанное радио" сделало свое дело, и уже через полгода после открытия набралось 25 постояльцев.
Сейчас их осталось 15. Некоторые бабушки с удовольствием рассказали нам свои истории. Например, баба Рая, 1937 года рождения, инвалид детства по зрению, стала второй постоялицей пансионата. Женщина хорошо помнит, что ее привезли сюда 27 мая 2021 года. С тех пор у нее все прекрасно: сыта, умыта, в компании сверстниц. Проблемы всего две: баба Рая давно не встает с кровати из-за перелома шейки бедра, а ей надо вставить зубы.
Ее соседка по комнате, самая молодая обитательница дома престарелых 68-летняя Тамара, наоборот, в прекрасной физической форме. И тоже всем довольна.
"Мы здесь живем спокойно и хорошо. Как господа, прямо", — поясняет Тамара.
Сиделка Юля кивает: да, улыбки старушек не наигранные. 35-летняя женщина, некогда работница автомойки, заботится о постоялицах дома полтора года. Ее коллега, 70-летняя Лидия Викторовна, в прошлом — врач-онколог, работает в пансионате четыре месяца. Признается, что пришла сюда по зову души.
Галина Николаевна живет в пансионате семь месяцев.
Фотограф пытается сделать ее портрет, но Галина Николаевна беспокоится: вдруг о ее пребывании здесь узнают те, кому, по ее мнению, не об этом не положено знать? Просит никому не показывать снимок.
"Родственники не знают о том, что я здесь живу. Сами они в разных городах, конечно, но… Не хочу никого напрягать. Прийти сюда — это мое решение, и это моя жизнь", — твердо говорит женщина.
За бабу Женю, наоборот, принял решение самый близкий человек — ее сын. Пару лет назад мать перенесла инсульт, и ухаживать за ней взрослый мужчина не может. Вот и поселил там, где о ней смогут хорошо заботиться. При этом нельзя сказать, что сын бросил маму на произвол судьбы и забыл: регулярно навещает, приносит медикаменты и продукты, помогает пансионату деньгами.
Светлана Петровна 77-ми лет живет здесь 11 месяцев.
"15 марта будет ровно год. Близкие умерли, и я одна осталась. Вот и пришла сюда. Знаете, все здесь по сердцу. Я верующая, и мое окно как раз выходит на храм. Только проснешься утром — и уже такая благодать", — поясняет Светлана Петровна.
Единственный мужчина дома престарелых, 91-летний Лев Леонидович, в нашей встрече участие не принимал. Бывший моряк, тельняшка которого была аккуратно развешена на перилах, безмятежно спал в своей кровати.
Пансионат для престарелых существует на пожертвования их родственников и просто неравнодушных людей. Перед тем, как перевезти сюда старого человека, родные или опекун заключают договор. Ставя свою подпись под обстоятельным документом из 12-ти пунктов, ответственный обязуется постоянно быть на связи, информировать о наличии статуса "соматически тяжелый пациент", помогать приюту в создании благоприятных условий. Будущему жильцу пансионата требуется выписка о состоянии здоровья из районной поликлиники № 27 и отрицательный ПЦР-тест.
"В пансионаты, подобные нашему, стариков привозят не за тем, чтобы сократить им жизнь, а наоборот — чтобы ее продлить. Взрослые дети, как правило, днем на работе, а престарелые родители в это время остаются без присмотра. Это небезопасно и для них самих, и для соседей. И потом, дети ведь не бросают своих родителей. Они регулярно навещают их в пансионате... Между прочим, старики сами не хотят отсюда уходить. Одна бабушка, например, вернулась домой к дочери, а через неделю буквально прибежала обратно. Здесь к ним больше внимания и лучше уход. Потому что каждый из наших сотрудников обладает, как минимум, тремя необходимыми качествами — добротой, любовью к ближнему и желанием заботиться. И действительно: в помещении, где на сравнительно небольшой площади живут 15 человек, нет неприятных запахов, которые неизменно сопровождают старость. Пролежней, по заверениям сиделок, у их подопечных нет: за туалетом каждого, учитывая состояние здоровья, внимательно следят. Пожилые люди не отрезаны от внешнего мира: пятеро пользуются сотовыми телефонами, и еще двое поддерживают связь с внешним миром через интернет", — сказал, уже проснувшись, Лев Леонидович.
Постояльцам пансионата часто устраивают праздники. Каждый день рожденья отмечается тортом, встречей за общим столом и развлекательной программой.
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иеромонах Алексий (Черевцов) рассказал, что когда обитатели дома престарелых умирают, то совсем одиноких умерших отпевают и хоронят за счет пансионата. Если есть родственники, то они принимают участие в погребении. При жизни старики получают пенсию, которая целиком откладывается на эти печальные нужды.
"Мы духовно заботимся о наших подопечных. В начале месяца, когда наш храм посещал митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, он дал приходу наименование — в честь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)", — отметил настоятель.
Настоятель отметил, что сейчас в пансионате оптимальная заполняемость.
"Больше постояльцев нам не нужно, хотя очередь есть, конечно. Но ведь это огромный труд — стирать, убирать за стариками, заботиться о них", — пояснил настоятель.
В планах, поделился иеромонах Алексий, открыть детскую воскресную школу: пусть у стариков будет возможность общаться с ребятишками. Это полезно: смех, радость и вообще, считает настоятель, хорошая практика. Он убежден: престарелых и инвалидов не нужно избегать. В конце концов, все мы можем оказаться в похожем положении.
Самое читаемое
- Международные платежи между Казахстаном и Россией могут стать невозможными
- Задержан экс-начальник управления культуры Астаны
- Четыре спортсмена представят Кызылординскую область на Играх кочевников
- Турецкий политолог рассказал о будущем атомной энергетики в Казахстане
- Схему хищения на мусорных баках и тренажёрах придумал чиновник из Шымкента