Вторая волна: как студенты медфакультета в Кокшетау готовятся к борьбе с коронавирусом

21 Октября 2020, 22:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
фото автора 21 Октября 2020, 22:00
21 Октября 2020, 22:00
18100
Фото: фото автора

Студенты факультета общей медицины Кокшетауского госуниверситета им. Ш.Уалиханова боролись с коронавирусом во время первой волны пандемии и готовятся ко второй. Желающих много, заявила в интервью корреспонденту BaigeNews.kz декан факультета Светлана Муратбекова.

Желающих много

Во время первой волны пандемии в борьбе с опасным вирусом участвовали 75 студентов факультета, 43 из них – волонтеры. То есть зарплату они не получали.

Как правило, официально к работе в стационарах привлекались студенты, уже имеющие диплом медсестры (медбрата). Но при этом – исключительно по желанию. У волонтеров диплома нет, зато есть желание. А работы для них, особенно в пик заболеваемости, было много.

"Ребята трудились в карантинном, провизорном и инфекционном госпиталях, также в поликлиниках и службах скорой помощи. Их помощь, уверена, была весьма кстати. Одна наша студентка работала старшей медсестрой в провизорном. А, к примеру, Евгений Чернов и сегодня работает в инфекционном отделении, спасает с коллегами тяжелых больных. Женя - анестезист с 16-летним стажем. Окончил местный высший медицинский колледж, у нас учится на третьем курсе", - рассказала декан факультета.

Большинство изъявивших желание встать на передовую – отличники и ударники учебы и в основном - городские ребята. Неместные разъехались по домам – "дистанционка". Кроме интернов - те трудятся в отделениях многопрофильной областной больницы.

"Медики готовятся ко второй волне пандемии. И наши студенты – тоже. Среди них много желающих спасать соотечественников от коронавируса", - отметила Светлана Муратбекова.

"Дистанционка" на медицинском

В коридорах факультета общей медицины – тишина. Студенты учатся дистанционно, кроме, как отмечалось выше, интернов. В аудиториях – только преподаватели: пары проходят онлайн.


фото автора

"Первый семестр для студентов бакалавриата – на "дистанционке". Для первого и второго курса это безболезненно, даже если до конца учебного года. Имеющиеся технологии позволяют. Но вот для студентов старших курсов все не так просто. Подключились такие дисциплины как "внутренние болезни", "общая хирургия", "офтальмология"… 30 процентов занятий должны пройти на базах клинического обучения. Это нужно еще с ними согласовать", - сказала декан.

Есть вопросы и с зарубежными студентами. Напомним, на факультете учатся ребята из Индии (51 человек), еще десять ребят приехали из России и стран Средней Азии.

"Сейчас они разъехались по домам. Мы преподаем теоретическую часть, И ведем переговоры, чтобы практическую индийские студенты в период пандемии проходили у себя. Но для этого нужно будет заключить дополнительное соглашение", - отметила декан.


фото автора

Доктор медицинских наук Кайрат Турлубеков, возглавляющий кафедру клинических дисциплин, разводит руками: медицине обучаться дистанционно нельзя. Но что поделать: пандемия.

"Это, конечно, нонсенс – обучать на врачей на расстоянии. Но выбора нет. Конечно, образовательный процесс страдает. Однако мы стараемся сделать наши дистанционные уроки максимально полезными. Не просто читать лекции, но наладить обратную связь. И ждем окончания пандемии", - подчеркнул профессор.

Первые выпускники

Факультет общей медицины при госуниверситете Кокшетау открыли в 2018 году. Сегодня здесь учатся 420 студентов, в том числе 399 – на бакалавриате общей медицины - на русском, казахском и английском языках. Есть еще интерны: четверо ребят на первом году интернатуры и девять – на втором. Плюс восемь студентов, которые ранее окончили медколледж (прикладной бакалавриат) и получают здесь высшее сестринское образование (академический бакалавриат).

"В прошлом году мы выпустили 17 врачей-интернов по пяти направлениям – педиатрия, хирургия, акушерство и гинекология, врачи общей практики, терапия. Часть из них поступила в резидентуру. Также выпустили 18 медсестер с академической степенью бакалавра. Постепенно медсестры с высшим образованием возьмут на себя функции врачей. Все уже работают", - отметила собеседник агентства.

Сколько стоит учеба

Из 399 студентов бакалавриата 188 человек обучаются за счет грантов МОН и местных исполнительных органов.

"Аким области выделил 149 грантов. На сегодня по ним обучаются 145 ребят. Думаю, до конца года еще четверых особенно успешных студентов переведем из коммерческих групп", - уточнила декан факультета.

Оставшиеся 162 студента учатся платно.

"Но и здесь это не совсем коммерческая основа. За счет собственных средств обучаются 126 студента. Остальные получают гранты из районов, учатся за счет средств лечебно-профилактических организаций. Это реальные кадры, которые останутся работать в Акмолинской области. И спасибо акиму области за реальные меры в сокращении дефицита кадров в медицине", - подчеркнула Светлана Муратбекова.

Студенты из других регионов Казахстана и стран получат дипломы и разъедутся.

"К примеру, ребята из Индии учатся у нас, потому что образование здесь дешевле", - отметила декан.

Так или иначе, стоимость года учебы для иностранных студентов на факультете общей медицины КГУ им. Ш.Уалиханова дороже, чем для казахстанцев.

"Не менее 2,5 тысяч долларов стоит год обучения для зарубежных студентов. Это по нынешнему курсу - более миллиона тенге. Для казахстанских же ребят в коммерческой группе - 609 500 тенге. Причем для наших студентов стоимость обучения не повысилась – напротив, по отдельным специальностям снизили", - сказала Муратбекова.

Увеличивается и количество выделяемых грантов.

"Мы уважать себя заставим…"

С самого открытия факультет общей медицины сопровождали скептические комментарии. Со временем разговоры прекратились. Во-первых, факультет возглавила Светлана Муратбекова, чье имя стало синонимом высочайшего профессионализма.


фото автора

Доктор медицинских наук, профессор, в течение 23 лет директор Кокшетауского медицинского колледжа. Ее авторитет и связи помогли привлечь к работе корифеев акмолинской системы здравоохранения – к примеру, врача-хирурга Серика Аяганова, гастроэнтеролога Райхан Мукатову, нефролога Сауле Ильясову, кардиолога Райхан Абжанову, дерматовенеролога Ерназара Тлеубергенова…

"На базе многопрофильной областной больницы постоянно проходят научно-практические конференции. То есть все новости медицинской практики они хорошо знают", - отметила декан.

Кафедру клинических дисциплин возглавляет преподававший в медуниверситете Караганды, автор более 80 научных статей Кайрат Турлубеков; кафедрой морфологии и общей патологии заведует вузовский преподаватель с 60-летним стажем, автор многих книг, касающихся морфологии гистологии и цистологии, Мурат Айткулов.

"А еще мы постоянно привлекаем к работе иностранных преподавателей. В прошлом году в офлайн-режиме с нами по высшему сестринскому делу сотрудничала доктор медицинских наук, профессор из России Наталья Камынина. В этом году заключили договор с университетом "Реавиз", Наталья Туркина читает лекции по общей хирургии. А по анестезиологии и реанимации – кандидат медицинских наук, доцент, представитель Санкт-Петербургской медакадемии Ярослав Васильев. Они работают в первом семестре. Во втором ждем - по основам общей фармакологии - доктора медицинских наук Райхан Стикееву", - заключила Светлана Муратбекова.

Оборудование

Факультет оборудован по последнему слову техники – благодаря пониманию со стороны руководства области и университета. Светлана Муратбекова с гордостью рассказывает об интерактивном анатомическом столе "Пирогов". Он обошелся вузу в 25 миллионов тенге.


фото автора

"Теперь нам не обязательно иметь трупы, чтобы демонстрировать студентам человеческие органы и системы, - объясняют молодые преподаватели. - Это оборудование позволяет показать все в 3D-формате. Несколько видов разрезов, можно увеличить или уменьшить. Можно показать как на рентгене, режиме КТ или МРТ. "Задать" заболевание. Или увидеть в сравнении – норму и патологию. Например, здоровое и больное легкое".

К концу ноября здесь ждут новое УЗИ-оборудование – ректор обещал.

В кабинете патологической анатомии и морфологии - современные микроскопы. Гистологический материал – сердца, почки, печени, селезенки – из морга при многопрофильной областной больнице.


фото автора

А вот "законсервированные" экспонаты. Можно увидеть классику - аномалия развития: сиамские близнецы.


фото автора

Кости, кисти, связки, суставы строго пронумерованы, подписаны. На ощупь они как настоящие.


фото автора


фото автора

Светлана Муратбекова радуется: благодаря новой дисциплине – робототехнике – студенты сделают для медфакультета дополнительные органы из пластмассы.

Симуляционный центр

Симуляционный центр расположился на отдельном этаже. Он – только клинический. Студенты практикуются на тренажерах и муляжах – для будущих медсестер, реаниматологов, педиатров, акушеров-гинекологов…


фото автора

Куклы полностью имитируют, к примеру, процесс естественных родов: "мама" жалуется на боли, "ребенок" бледнеет, синеет.


фото автора

Все происходит за стеклянными дверьми, в соседней комнате за действиями одногруппников следят студенты. Они проводят разбор ситуаций и ошибок.

Виртуально-клиническая академия - программа позволяет разрабатывать клинические случаи. В основном, экстренные. Студентам же нужно составить правильный алгоритм действий.

"Вот одна из клинических задач на актуальную тему. Пациентка поступила в инфекционный стационар предположительно с коронавирусом. Приводится описание симптомов. Далее – результаты анализов. Нужно выбрать правильную схему лечения препараты. Для этого студенты должны знать протоколы", - рассказывает молодой преподаватель Ксения Горда. Девушка окончила бакалавриат в Карагандинском медицинском университете, здесь преподает на русском и английском языках.

В отделении реанимации – современное оборудование. Молодые преподаватели демонстрируют массаж сердца, тем временем на мониторе отображаются показатели манипуляций студентов. К примеру, глубины давления на грудь. Ведь при неверных действиях медиков больному может стать хуже.


фото автора

Современный приемный покой – с триаж-системой. Приемный покой мечты: к сожалению, таких пока в регионе, нет. На входе – дежурный врач. Он проводит первичный прием пациентов, сортирует их. Далее больного, при необходимости, обследуют на "узконаправленной" аппаратуре – к примеру, ЛОР, ЭКГ-аппарате, окажут экстренную помощь или проведут внутривенное вливание, простыми словами - "прокапают".

В подвале здания оборудовали добротную библиотеку – учебники и медицинская литература, электронные книги.


фото автора

В будущем, как поделилась Светлана Кабденовна, планируют разводить белых мышей и кроликов – для опытов.

В университете уверены: выпускники факультета общей медицины внесут свой достойный вклад в борьбе с пандемией коронавируса и в целом займут достойное место в акмолинской медицине.


Наверх